Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Formula 1 H2O, дебютный Гран-при Украины

#F1H2O

Свершилось! Целых три летних дня центром внимания всех почитателей гонок водной «Формулы 1» — очень престижного, с богатой историей соревнования на воде — был Вышгород.
Именно здесь, в северном городе-спутнике Киева, состоялся четвёртый этап 31-го по счёту чемпионата мира U.I.M.

Надо отдать должное Анатолию Присяжнюку, губернатору Киевской области — именно он был инициатором и главной движущей силой украинского этапа. И дело не в самом факте — этап чемпионата означал для Вышгорода обновление дорог, набережной и инфраструктуры. А для многих тысяч местных жителей и киевлян (в оргкомитете называют цифру 60000 зрителей!) — незабываемое по своей динамике зрелище. Действительно: часто ли приходится вживую наблюдать гонки лучших в мире пилотов на болидах, развивающих 220 км/ч, а первую «сотню» набирающих за 4 секунды?!
Эти лодки и вправду уникальны. Их архитектура – воплощение идей знаменитых гонщиков: американца Билла Сиболда, англичанина Тони Вильямса, «Летучего голландца» Кииса Ван дер Велдена и легендарного итальянца Ренато Молинари. Широко расставленные поплавки катамарана дают устойчивость на резких поворотах, а большая площадь под "брюхом" работает крылом – на полном ходу болид становится практически экранопланом, касаясь воды лишь пятками поплавков (и мотором, конечно). Корпуса очень лёгкие – современные материалы и технологии это позволяют. 350 л/с на 390 кг (+ водитель) ходовой массы – энерговооружённость просто "зашкаливает". Не зря малейшие ошибки в пилотировании приводят к взлётам с опрокидываниями (в Интернете полно роликов с такими происшествиями).
Но даже самая совершенная машина без грамотного пилота – просто груда металла с пластиком. Каждый из них прошёл длинный путь выступлений и тренировок в "младших" классах (F4 и другие), прежде чем получить лицензию на F1. И в этом сложнейшем классе немало времени уходит на "прикатку" и выход на уровень стабильно высоких результатов. Не зря у большинства гонщиков счёт стартов (читай – отдельных этапов) идёт на десятки.
Но пора познакомиться с участниками. И понять, с каким настроением приехал в Киев каждый из них.
Похоже, ставки специалистов на Qatar Team, как потенциальную команду-победителя сезона, полностью подтверждаются. "Первый номер" команды – американец Джей Прайс – уверенно лидирует в личном зачёте: после побед в Дохе (Катар) и Портимао (Португалия), дополненных бронзой в Казани (Россия), в его активе 52 очка. Джей – многоопытный ветеран чемпионатов: 47 стартов, звание чемпиона мира.
А вот его напарник по команде – молодой итальянец Алекс Карелла – несомненный талант: нынешний сезон – всего лишь второй для него в F1, этап в Киеве будет лишь 9-м стартом, но после победы и двух вторых мест он в личном зачёте отстаёт от американца всего лишь на 2 очка!
Самая опасная конкуренция для катарской пары – со стороны команды из Абу Даби. В первую очередь от опытного (88 стартов) Тани Аль Камзи, уже занимавшего в сезоне-2011 3-е и 2-е места. В его активе 31 очко. Но в командном зачёте у Team Abu Dhabi всё не столь оптимистично, как у катарцев: его партнёр Ахмед Аль Хамели (42 старта), которого прочили в кандидаты на чемпионство, пока очков не набрал вообще. Этап в Казани он пропустил по вердикту UIM-арбитража – "красная карточка" за опасную манеру вождения на Гран-При в Португалии. Вместо него российский этап прошёл тренер команды, прославленный 4-кратный чемпион мира Скотт Гилман. Четыре года отдыха от гонок не помешали ветерану с ходу занять 4-е место и заработать 9 очков в копилку Team Abu Dhabi. В Киеве Скотт возвратил болид №6 Ахмету.
На четвёртом месте в рейтинге обосновался Филипп Чаппе (команда CTIC China): после многообещающего выступления в Дохе (бронза) француз продолжил 9-м и 5-м местами (в Португалии был бы в пятёрке, но задел буй, а это штраф в один круг…). 21 очко. Для него этап в Киеве – чуть не последняя возможность зацепиться за чемпионство, которого ему пока так и не удалось достичь за длинную (71 старт) гоночную карьеру.
У Франческо Кантандо (137 стартов) в послужном списке три "серебра" и одна "бронза" чемпионатов (не этапов!). В каждой из гонок сезона-2011 финиширует в десятке лучших, а в Портимао занял 5-е место. 12 очков для Singha Team.
Team Sweden смотрелись очень агрессивно и многообещающе на старте сезона: Шаун Торренте с ходу (1-й старт!) стал 4-м, а его партнёр Йонас Андерссон (45 выступлений) – 5-м. Но затем поломка двигателя в Португалии и столкновение в Казани – у Йонаса в активе так и осталось 7 очков. Те же неудачи и у Торренте: столкновение с Мэрит Стромрой в Портимао и ещё одно крушение в Казани… 9 очков.
Двукратный и ныне действующий чемпион мира многоопытный финн Сами Селио тоже вправе сетовать на судьбу (или всё же механиков?!). 9 очков (4 место), заработанных в Портимао, – весь его "взнос" в команду Mac Croc в нынешнем сезоне. Поломки сопровождают ветерана (112 стартов): дважды его болид останавливался на пути к финишу.
Его партнёр по команде, многообещающий итальянец Давид Падован, (8 стартов) выступает чуть стабильнее: два шестых прихода. Но в Казани и он "поломался". В его "рюкзаке" – 10 очков.
Единственная женщина-пилот норвежка Мэрит Стромрой (34 старта) в этом сезоне была 8-й и 6-й, сойдя с дистанции после столкновения в Португалии. 8 очков. Но в команде Team Nautica она лучшая: Риналдо Оскулати (17 стартов) заработал лишь 1 очко, а поляк Бартек Маршалек лишь осваивается в новом классе.
Главная интрига киевского этапа формулировалась так: оступится ли Qatar Team? Если да, то вся борьба впереди. Если же и этот старт будет успешным для пары Прайс-Карелла, то надежда на возможное чемпионство других пилотов/команд сильно померкнет.
Итак, пятница, 29 июля – первый день соревнований. Сегодня квалификационные заезды. Место действия – аванпорт Киевского шлюза, где большими буями отмаркирована 6-коленная круговая дистанция длиной 2350 м. Красные буи означают левые повороты, жёлтые – правые.
Смысл квалификации: показать лучшее время прохождения круга, чтобы занять более выгодное место на старте самого Гран-При. Проводится в три этапа. После первого из 18 заявленных пилотов 4 самых медленных покинут "поле брани". После второго – ещё 4 отсеются. А по результатам третьего и будет сделана стартовая расстановка на следующий день. И очки за этап начисляют лишь первым десяти финишировавшим. Система зачёта: 1-е место – 20 очков, 2-е – 15, 3-е – 12, 4-е – 9, 5-е – 7, 6-е – 5, 7-е – 4, 8-е – 3, 9-е – 2, 10-е – 1.
Тут есть одна тонкость. Выбывшие на этапе квалификации также стартуют в финале. Но очки могут получить лишь в случае схода с дистанции кого-нибуть из "десятки". В Киеве так и случилось. Но об этом позже.
Первые неожиданности: в квалификации одним из первых отсеялся Давид Падован (технические неполадки). Затем сошли с дистанции Оскулати, Маршалек, Бенавенте, россиянин Курценовский… И даже Филипп Чаппе! Ничего себе – "приехал за победой"…
А поул-позишн (другими словами, лучшее время) завоевал "воскресший" Аль Хамели – мудрый Скотт Гилман сумел вернуть подопечному уверенность в своих силах и мастерстве. Ахмету "дышат в затылок" оба гонщика из Катара (Прайс, затем Карелла). Следующий результат у Сами Селио – он просто "взлетел" на последних минутах квалификации, показав время 9-е, затем 7-е и буквально перед командой "стоп" – 4-е.
Швед Йонас Андерссон – 5-й, за ним Тани Аль Камзи, Франческо Кантандо, Мэрит Стромрой (в Португалии она взяла поул-позишн, правда в финале сошла), Шаун Торренте и Пьер Лундин. Шаун только начал разгонять свой болид, как сломался тримм, поставив крест на улучшении результата. Но показанного результата хватило: Торренте 9-й.
Воскресенье, 30 июля, день финала. Близится 18:00. Болиды на воде, по одному выходят на дистанцию, медленно проходя перед заполненными трибунами (ещё одну, "студенческую", зрители устроили прямо на изгибе дамбы, за территорией "гоночного городка") – предстартовая дефилиада. А затем выстраиваются у понтона перед VIP-ложами – именно отсюда дадут старт. Стюарды длинными шестами удерживают лодки в статическом положении, гонщики заняли свои позиции, ведущий "разогревает" публику, напряжение нарастает… Старт!!!
Как много зависит от умения быстро разогнать лодку! "Номер третий" в квалификации Алекс Карелла чуть замешкался… и потерял сразу 4 позиции – Селио, Андерссон и Аль Камзи воспользовались сполна. А Франческо Кантандо, наоборот, рывком со старта улучшил свою позицию на 3 места (с 7-го до 4-го). Но двойка вчерашних лидеров вольностей себе не позволила: Ахмет Аль Хамели (лодка №6) обогнул красный буй первым, Прайс (№11) – за ним.
К первым нескольким буям флот подлетает очень кучно – отсюда высокий риск столкновений. Прямо перед глазами у "ощетинившихся" фотокамерами журналистов на повороте Давид Падован (№2) "запрыгнул" спонсоном на лодку Станислава Курценовского (№77), сбросив с неё кожух. Фрагмент болида некоторое время плавал, потом, к облегчению персонала, утонул (благо, никто из гонщиков на это препятствие не нарвался). В итоге сошли с дистанции оба: итальянец сразу (дисквалифицирован, как виновник столкновения), россиянин на 10-м круге.
С каждым следующим кругом (а всего их надо "накрутить" 37!) флот растягивался в цепочку, рассыпаясь на отдельные дуэли и противостояния. А вскоре лидеры начали догонять отстающих на круг и было откровенно трудно разобраться, кто тут первый, а кто последний – визуально гонка напоминала непрерывную цепочку болидов, летящих от буя к бую.
Но стало понятно: лидеры настолько близки по мастерству, а их болиды – по ходовым качествам, что обгон на дистанции – событие исключительное. С каждым кругом я замечал одну и ту же "цепочку": Аль Хамели, за ним Прайс, дальше Селио, Кантандо, Андерссон, Аль Камзи, Карелла… Лишь неполадки в матчасти могли существенно изменить этот порядок – не сомневаюсь, что механики всё время гонки молятся на свою технику, чтобы не подвела. Но абсолютно безотказных механизмов ещё не придумали – на 2-м круге остановился двигатель у Шауна Торренте, а на 26-м – у Мэрит Стромрой.
Захватывающее зрелище подарили зрителям лидер и его преследователь. Было видно, что американец, стараясь нагнать Аль Хамели, ведёт болид просто-таки "на грани фола". Однажды после поворота лодка №11, попав на чью-то продольную волну, беспорядочно запрыгала, продолжая юзом нестись в сторону дамбы. (Вообще удивительно, как эти суда проходят столь резкие виражи на такой скорости: на поворотах пилот выдерживает ускорение 4,5 g (т.е. 4,5 своих веса!), тогда как на "колёсной" Formula 1 – только 2,5 g). Повезло Прайсу – "сцепление" с водой восстановилось, лодка снова понеслась за лидером. А однажды болид американца чуть было не взлетел – гонщик вовремя выжал педаль, опустив нос… И всё-таки Ахмет не дал себя обойти, в итоге первым получив финишную отмашку.
Но борьба на дистанции не стала совсем уж напрасной. Прайсу не удалось обогнать конкурента из Абу Даби, но это сумел Алекс Карелла: после неудачного старта он 30 кругов шёл на 7-м месте, а потом опередил Тани Аль Камзи. А буквально перед финишем итальянец "обскакал" и шведа Андерссона, буквально вырвав у того 5-е место. Браво!
Киевский этап стал настоящим триумфом Team Abu Dhabi и её наставника Скотта Гилмана: его пилоты принесли в копилку команды 24 очка, больше остальных. Что и было отмечено отдельным Кубком из рук Анатолия Присяжнюка. А невысокий Ахмет Аль Хамели просто излучал счастье: «Гонка получилась очень изнурительной, но после победы силы удваиваются. Моя команда проделала большую работу, всё получилось как в хорошем кино». 32-летний гонщик из Абу Даби заработал первую победу в нынешнем сезоне и четвёртую – в карьере.
Лидер рейтинга Джей Прайс лишь 2,05 секунды уступил победителю. «Я гнал, как бешеный, круг за кругом по пятам Ахмета, однажды сократив разрыв до 1,2 секунды. Но за несколько кругов до финиша решил довольствоваться добытыми очками и не рисковать понапрасну. В итоге мы увеличили как личный отрыв в рейтинге, так и командный», – сказал американец.
Третьим финишировал прошлогодний чемпион Сами Селио. «Welcome back to podium, Sami!» – приветствовали его на награждении. Многоопытный финн наконец преодолел чёрную полосу и начал набирать очки (теперь у него их 21 – 5-е место в личном рейтинге). Я не удержался и задал маэстро провокационный вопрос: "Чей вклад более весомый для победы – гонщика или механиков команды?" Сами рассмеялся: "В процентах, думаю, 50/50. Пилот – ничто без лодки и наоборот".
Франческо Кантандо показал, как хорошим стартом можно улучшить позицию: начал 7-м, финишировал 4-м. Заодно улучшив собственный рейтинг на одну позицию.
Алекс Карелла впервые в этом сезоне остался вне подиума. Но он может быть доволен и своим прогрессом по ходу финала, и увеличением отрыва в личном рейтинге от ближайшего конкурента (Аль Камзи).
Шестое место Йонаса Андерссона – не то, что бы ему хотелось, но всё же очковый багаж пополнен. Та же ситуация у Тани Аль Камзи – после 3-го и 2-го места на предыдущих этапах 7-е разочаровывает, хотя 4 очка на дороге не валяются.
Пьер Лундин и Филипп Чаппе пришли дружненько, командой – 8-е и 9-е места. Для Чаппе этап – сплошное разочарование: в Киев он приехал №4 в рейтинге, впрочем, сохранив позицию. Но теперь Сами Селио и Франческо Кантандо наступают на пятки.
Поляк Маршалек – новичок в больших гонках. А потому 10-е место и первое очко в сезоне он может смело записывать себе в актив.
Кстати, двое последних (Чаппе и Маршалек) – на самом деле счастливчики: они получили зачётные очки только благодаря сходу с дистанции Стромрой и Торренте. А не остановись у последних двигатели…
Что в итоге после киевской гонки? Впереди 5 этапов и теоретически кто-то может набрать 100 очков, опередив остальных. Но "задел" у пилотов из Катара таков, что догнать их уже непросто. Впрочем, окончательные выводы делать рано. Два китайских этапа в октябре, скорее всего, внесут ясность.

P.S.
Ахмед Аль Хамели умудрился выиграть в Киеве всё, что можно. Сначала поул-позишн, затем Гран-При, а на следующий день – финал Кубка Президента, разыгранный по олимпийской системе – на выбывание проигравших. Молодой гонщик из Абу Даби победил сначала Станислава Курценовского, затем Йонаса Андерссона, Алекса Кареллу и вышел в финал, где сразился с Филиппом Чаппе. Француз показал отличный матч-рейсинговый стиль, выиграв сначала у новобранца Бартека Маршалека, затем у чемпиона Сами Селио и Тани Аль Камзи. Чаппе: «Мы сделали всё возможное, чтобы победить сегодня, я благодарен своей команде. Надеюсь, в этом году ещё представится возможность для реванша».

P.P.S.
Анатолий Присяжнюк и его команда на деле убедили руководство U.I.M., что украинский Вышгород – достойное место для этапов Чемпионата F1 H2O. И мы увидим это интереснейшее действо ещё и ещё в последующие 5 лет. «Show must go on!»