Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

У Севера мужской характер

#------

Идея экспедиции «Ukraine go» возникла спонтанно. Мне всегда было обидно, что мою страну воспринимают в Европе совсем не так, как она того заслуживает. Вспоминаю, как на очередной вопрос о флаге на корме моей яхты я спросил: «А что ты знаешь об Украине?» Здоровенный мужик с огромными руками поморщился, как бы что-то вспоминая, и сказал: «У вас страна, где много степей. Вы сеете хлеб руками и обрабатываете землю, используя лошадей». Так что сами понимаете: чтобы украинский флаг не оставался экзотикой в северных странах Европы, ситуацию надо было срочно исправлять.

Команда сложилась необычно быстро. Александр и Юрий имели в своём багаже средиземноморские чартерные походы и мечтали о путешествии в северные широты. Им нужен был опыт хождения в условиях штормовой погоды. А я искал экипаж, который не пугают северные ветра. Вот так мы и нашли друг друга. Маршрут долго не выбирали. Пересечение Северного моря как раз и предполагало тот опыт, который нужен был моей команде.
Итак, мною был предложен маршрут в Норвегию, команда с радостью поддержала его. Кстати, название этой страны переводится как «Северный путь».
Старт предполагался в Амстердаме, затем пересечение Северного моря, порт захода в Норвегии – Ставангер. Далее по фьордам мы должны были подняться в Берген.
В море вышли на следующий день после прибытия команды. Прогноз обещал ветер силой в 15-20 узлов. Но я давно не доверял погодным сайтам. Пользовались мы в основном услугами Zugrib и Windguru.
Море нас встретило почти полным отсутствием ветра. Мы шли вдоль берега Фрисландии к острову Тexel. Это одно из любимых мест голландцев. Под вечер зашли в марину для ночёвки. А утром ветер раздул до обещанных двадцати узлов.
Волна шла слева, короткая и острая, с пенным гребнем в два метра, иногда и более. Я не люблю фордевинд. У рулевого при нём малый сектор свободы. Гик лежит на правом борту. Десять градусов вправо – и схлопывание. Гик не перелетает, так как он зафиксирован завал-талью, но хлопок кажется выстрелом из пушки. Если же яхта увернула на десять градусов влево – получаешь солидный крен, гребень набегающей волны забрасывает корму под ветер и лодка несётся вдоль волны, как горячий скакун. Поэтому автопилот бесполезен и рулевой три часа проводит в постоянном напряжении.
На следующий день ветер усилился до 20-25 узлов. Температура воздуха стандартная для тех мест: 14-16 градусов, ночью опускается до 10-13 градусов. Непромоканцы здесь жизненно необходимы. Неплохо выручает термобельё и сапоги.
К вечеру второго дня мы имели около двухсот миль пройденного пути. Неожиданно пришла волна с запада, хотя ветер по-прежнему был южным. Западная волна накладывалась на южную, создавая некоторый волновой хаос.
Третьи сутки нас порадовали: тучи разошлись, выглянуло солнце. Как это было здорово! Настроение стало улучшаться, мы даже попытались приготовить пищу на огне. Я ловил макрель. Её можно есть уже через три часа после засолки. Берег всё приближался, но, к сожалению, был невидим за туманной дымкой.
В Северном море много нефтяных вышек. Они хорошо обозначены на карте и не представляют большой опасности, работая в автоматическом режиме. Быть внимательным необходимо на банках с глубиной до 20 м. Вот там встаёт действительно опасная волна. На карте обозначены такие места. Там ветровая волна встречается со встречной приливно-отливной и получается «стоячая» волна, опасная тем, что яхта может падать с неё бортом. Меня об этом предупреждал знакомый яхтсмен, который ходил в тех местах. Но мы таких волн не встретили.
К берегу подходили на рассвете четвёртого дня. Фарватер очень хорошо обставлен бакенами и вешками. Норвегия, о которой рассказывают страшилки, совсем такой не показалась. Водовороты, затягивающие яхты в свои воды, и коварные подводные скалы оказались большой ерундой, о которой я вспоминаю с улыбкой. Каждый камень, который хоть немного представляет какую-то опасность, здесь маркирован буем и обозначен на карте.
Признаюсь, у нас не было бумажных карт. В Голландии их просто нет в продаже, а в Норвегии они стоят настолько дорого, что я перестал думать о покупке. Мой чартплоттер прекрасно меня устраивал. Глубины во фьордах громадные – до 500 м.
Ставангер – один из крупных городов Норвегии. Мы нашли стоянку в марине, небольшой и не очень уютной, но в самом центре города. Здесь нет обслуживающего персонала: оплата стоянки автоматизирована, нужна лишь кредитная карточка. Так же оплачиваются и душ/туалет. Правда, во многих рыбацких маринах/кооперациях в ходу наличные. Часто можно увидеть подобие консервной банки с прорезью, куда вы должны бросить купюру за оплату стоянки: на листочке пишешь название яхты, вкладываешь купюру и бросаешь в банку. При этом оплата для 10-метровой и для 15-метровой яхты одинаковая – примерно 20-30 евро.
Очень дорогие продукты. Например, я видел в продаже хот-дог за 10 евро. Для норвежцев это нормально – по уровню дохода они ведь самые богатые в мире. Мы покупали только хлеб и крабов, которые у рыбаков сравнительно дёшевы.
Часто слышна русская речь. В глухой рыбацкой деревушке с парой тысяч населения наша яхта пришвартовалась к причалу, где стоят рыбацкие катера. Моросил дождь, приближался вечер. И вот идёт пожилая женщина. Мы обратились к ней на английском. Она в задумчивости почесала затылок и тихо произнесла на чистом русском языке: «Если б я знала, как вам ответить…»
Оказывается, здесь много прибалтийцев. Зарплата высокая, виза и разрешение на работу им не нужны. Свободные люди в свободном мире!
Рыбалка в Норвегии – это отдельная тема. Если вы не рыбак, это не значит, что останетесь без рыбы. В основном ловится треска и макрель, но попадается и камбала.
С каждым днём мы продвигались среди каменистых островов к Бергену. Описывать город не буду, скажу только, что он производит впечатление, которое запомнится надолго…
Оставалась неделя до запланированного финиша в Амстердаме. Нам выпал самый плохой вариант – это когда планы «прижимает» с одной стороны прогноз, с другой – авиабилеты.
После долгих диспутов решили взять курс на юг. Я немного волновался: яхта имеет солидный возраст и не проверена в серьёзных штормовых условиях. Но делать нечего – через день мы подняли паруса.
Я ещё раз убедился в неточностях прогноза погоды в Северном море. В начале пути дул попутный северный ветер. Но был он слабым, и на волне паруса хлопали, как птица крыльями. Пришлось заводить дизель. Это напоминало наш старт из Голландии. К ночи и вовсе ветер «выключился», но волна оставалась высокой. В нескольких милях от нас море болтало, а мы попали в «глаз» циклона. Небо затянуто тучами, температура 12 градусов. Всё это не способствовало хорошему настроению.
К утру ветер раздул до 30 узлов и мы взяли риф на гроте. Генуя была наглухо закручена, так как мы шли в фордевинд. Недалеко проходил сухогруз, попытались вызвать его по радиосвязи. Через некоторое время он всё же ответил. Сразу спросил наши координаты, хотя мы были в пределах видимости. «Странно, –подумал я, – неужели он не видит нас на радаре?!» Продиктовали наши координаты.
«Какая помощь нужна вам?» – спрашивал карга-шип. Нас интересовал ветер, его направление и сила.
По прогнозу, полученному нами при выходе в море, ветер должен был изменить своё направление на западное в южной части моря. Но уже на второй день пути он начал меняться и усиливаться.
Волна северная накладывалась на волну западную. Пенные гребни иногда перекатывали через яхту. Световой люк форпика давал течь, каюта Юрия стала в некоторых местах мокрой. Мы с Александром делили койку в салоне. Яхта малого внутреннего объёма не предполагает многочисленной команды. Но даже в 10-метровой лодке желательно специальное место для сушки непромоканцев.
Приспособили для этого гальюн, так как по назначению он не использовался. (Мы ничего не ели, только пили немного воды). Болтанка была сильной, волна стояла короткая. Северное море имеет небольшие глубины. В среднем 40-50 м. И ветер силой 30-35 узлов для таких глубин весьма серьёзен, так как он разгоняет сложную для малой яхты волну. Хотя такой же силы ветер, например на Карибах, не представляет особой помехи: там волна пологая и длинная, поскольку глубины намного больше, чем в Северном море.
На третьи сутки мы держали более острый курс, так как ветер зашёл в бейдевинд. По-прежнему ничего не ели. И это с учётом того, что были «прикачаны», то есть адаптированы к волне! Организм быстро устаёт от трёхчасовой вахтенной работы, и отстоявший у штурвала тут же шёл отдыхать. В таких волновых условиях на вахте достаточно одного рулевого. Паруса настроены, подвахтенному нечего делать в кокпите.
И всё же я очень доволен мореходными качествами яхты. Старые проекты создавались не столько для комфорта, сколько для крепкой погоды. Большая килеватость корпуса и глубокий тяжёлый фальшкиль (свинцовый!) прощали некоторые ошибки рулевого, неизбежные в сложном походе. Современная же плоскодонная яхта ведёт себя совершенно по-другому… Зато там есть место для сушки непромоканцев и большой жизненный простор внутри каюты.

Что бы я рекомендовал идущим в Норвегию яхтсменам?
Если вы берёте в чартер яхту непосредственно в стране и предполагаете ходить по фьордам и островам – выбирайте яхту с обогревателем и (обязательно!) с закруткой генуи. Вам не нужно динги, так как якорных стоянок немного, а стоять – иногда совершенно бесплатно – можно на любом рыбацком причале, которых множество.
Если вы собираетесь пересечь Северное море, реально оцените мореходные качества вашей яхты и не надейтесь «проскочить». Не полагайтесь всецело на прогнозы погоды – летняя Атлантика непредсказуема. Лучше обратите внимание на экипировку: вам потребуется хороший сухой непромоканец, термобельё (желательно сменное), сапоги. Шапочка должна быть плотная и тёплая. Желательно из флиса, который быстро обсыхает на ветру. Рукавицы тоже необходимы: рулить и работать со шкотами в них теплее и удобнее.
Из продуктов я бы обратил внимание на мёд. (К нему мы брали орехи.) Но хочу предупредить: желчегонные продукты провоцируют рвоту, особенно у тех, кто имеет проблемы с желудочно-кишечным трактом и печенью.
Однако самое главное – это хороший подбор команды. Нам повезло: у нас не было психологической напряжённости и прочих проблем совместимости. Поэтому положительные эмоции от пережитого и увиденного только приумножались.
Я люблю Север! У него мужской характер и молчаливая, как мшистый прибрежный камень, красота.