Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Тёплое судно

#------

Донедавна большинство водномоторников молчаливо соглашались, что отопление на судне – роскошь. Мол, «…холодно? Щас плитку запалим, согреемся!» Нет газовой горелки (не худший вариант, кстати!) – согреваются костром на сыром берегу, горячим питьём из предусмотрительно захваченного термоса, горячительными (куда ж без них!) напитками. Рыбаки и эндемичные теперь туристы за тем и едут – как же, романтика! Но что делать капитану, у которого на борту женщины и дети малые?.. Поэтому наша статья – об отоплении. Точнее, о судовых отопительных системах, предназначенных для небольших (от 5 до 15 м) катеров и яхт.

Газовая горелка – вещь отличная, когда надо что-то сварить, пожарить. Но она же источник копоти, угарного газа, водяных паров. Поэтому как обогреватель – не ахти, особенно из-за паров. Вместе с теплом в каюту приходит тропическая сырость: запотевают иллюминаторы, с подволока капает конденсат… Именно сырость и повсеместная плесень с гнилостным запахом и заставляют подумать об установке штатного отопителя. Тем более, что с ним и сезон на 20% длиннее, и судно гораздо ликвиднее.
Помещение можно нагреть радиационно (пример: солнце в окно светит), конвекционно (батареи отопления), путём принудительной подачи тёплого воздуха и комбинированным способом. Разумеется, отопительная система должна: быть безопасной, простой и надёжной в эксплуатации; поддерживать внутри лодки сухой тёплый воздух; гармонировать с архитектурой и интерьером судна. И к тому же недорогой при покупке, монтаже и эксплуатации… Всё в одном совместить невозможно, поэтому о разных системах – по порядку.

Местное портативное отопление
Электрические обогреватели
Это всем известные тепловентиляторы, конвекторы, инфракрасные лампы и т.п. Техника относительно недорогая и очень эффективная. Одно в ней плохо – электроэнергии много «кушает». А значит, если на борту генератора нет, пользоваться такими обогревателями сможете только на стоянке. Вдобавок, при работе на максимальном режиме тепловентиляторы ещё и шумят.
Тепловентилятор лучше выбирать с регулятором, мощностью 1,5-2 кВт. Например, 9200 Compact Heater (производитель – Caframo Ltd., Канада): прочный металлический корпус, 2-скоростной вентилятор, 3 режима мощности (1500/1000/500 Вт), термостат. Безопасен для животных. Питается от сети 115 В.
Керамические тепловентиляторы совсем маленькие и лёгкие, поэтому очень популярны. Они пожаробезопасны (речь не о коротком замыкании), прогревают помещение за минуты, их можно ставить и хранить где угодно. Обычно в них предусмотрено автоматическое поддержание температуры и отключение при опрокидывании. Один из лучших, на мой взгляд, – MicroFurnace (Киев!): прочный металлический «кубик», вентилятор почти не слышно, греет, как печка, ещё и ночной режим имеется.
Напольно/настенные конвекторы, инфракрасные обогреватели и лампы – приборы абсолютно бесшумные. ИК-лампы не очень экономичны, к тому же опасны в обращении, а вот инфракрасные карбоновые (скажем, российский «Макар-Тор») по анонсам производителей и экономичнее, и раза в три производительнее обычных масляных нагревателей.
Наконец, не будем забывать о такой вещи, как электроодеяло.

Спиртовые обогреватели
Такой мне встречался только один – Origo Heat Pal 5100 (Dometic, США) –безопасный, экономичный и прочный прибор из нержавеющей стали; 4 тепловых режима. Годится как для готовки пищи, так и для обогрева небольшой каюты. Полной заправки (1,2 л денатурированного или метилового спирта) хватает на 7 часов работы на максимуме. Снабжён ручкой для переноски. Габариты (мм): высота – 290, диаметр – 275.

Газовые обогреватели
Они весьма компактны и производительны. Как правило, все модели автоматически отключаются при опрокидывании, а также при 6-процентном понижении содержания кислорода в воздухе. Многие также имеют датчик давления газа в сменном баллоне (тоже – автоматическое отключение).
Такой обогреватель весьма эффективен, но использовать его лучше на открытых катерах (или в каютах с хорошей вентиляцией).

Керосиновые, бензиновые, обогреватели на дизельном топливе…
Из портативных на малотоннажном судовом рынке таких пока нет.

Местное стационарное отопление
Сегодня 90% круизных судов уже в проекте оборудованы стационарными системами отопления! Эта цифра как нельзя лучше говорит об их необходимости.
В зависимости от конструкции такой отопитель может эксплуатироваться на твёрдом (древесный, каменный уголь, торфяные брикеты, дрова), жидком (жидкие пропан или бутан, керосин, бензин, дизтопливо) или газообразном топливе (природный, нефтяной и прочие газы). Большинство систем рассчитаны на работу при ровном киле, однако ни крена, ни случайной волны тоже не боятся.
Планируя что-либо разогревать на верхней плите, отопитель монтируют на пол, а если нет (чаще всего) – в переборке, для компактности. Продукты сгорания уходят через дымоход, проходящий сквозь палубу: естественной тяги обычно хватает (но есть модели и с принудительной тягой).

Отопители на твёрдом топливе
Вообще-то под определением «отопитель на твёрдом топливе» скрывается всем известная «буржуйка» – но современная, «продвинутая». Печи такого типа давно используют на маломерном флоте, они надёжны и эффективны. Особой любовью пользуются у тех, кто постоянно живёт на судне. Оно и понятно…
Основные изготовители «буржуек» – английские и канадские фирмы, ещё – в Голландии и Швейцарии. Такие отопители очень популярны, особенно в консервативной Англии. Для британца полыхающий в камине огонь – символ достатка и благополучия. Потому не удивительно, что помимо компактных угольных печурок там делают и настоящие камины для больших парусно-моторных яхт (например, Aarrow Fires Ltd. выпускает компактные судовые камины для любых видов твёрдого топлива.) Да, возни с такой печкой много, зато служит она долгие годы, безотказно согревая людей живым теплом!
Скажем, угольный отопитель английской фирмы Bengco Marine Ltd. Он из нержавеющей стали толщиной 1,2 мм, работает на чистом древесном угле. Печь компактна (150 х 150 х 450 мм), теплопроизводительность её легко регулируется. Предназначена для установки на переборке, с защитным ограждением вокруг.
Канадская Dickinson Marine Ltd. делает яхтенные печи для разных типов топлива, в том числе и твёрдого. Так, отопитель серии Newport выполнен в каминном стиле, хотя и предназначен для монтажа на переборке. Смотровое окошко с регулируемой шторкой (70 х 110 мм), сменная футеровка топочной камеры, съёмный зольный поддон – всё из нержавеющей стали. Печь компактна и экономична. Одной загрузки дров (угля, брикетов и пр.) хватает на 3-5 часов. Теплопроизводительность 1,5-2 кВт. Габариты: 200х254х372 мм, масса 5,5 кг.

Газовые отопители
Газовая печь почти не коптит, она проще и легче в обслуживании.
Скажем, Alde 2928. Из-за компактности (132 х 220 х 1310 мм) эта модель очень популярна у владельцев «нарров-боутов» (narrow-boat). Особенности печи – 12-вольтовое питание (потребляемый от аккумулятора ток – 0,2 А), устройство уравновешенной тяги, циркуляционный насос. Тепловая мощность: при работе на сжиженном пропане – 5,2 кВт, на бутане – 6,2 кВт.
Главный недостаток газового отопителя – помимо сертифицированного монтажа необходима периодическая проверка его представителями газовой службы. Иначе штраф.

Керосиновые отопители
Из соображений безопасности многие предпочитают именно эти системы. К тому же в Европе эксплуатация керосиновой печки обходится на четверть дешевле газовой; и по сравнению с дизтопливом керосин горит чище.
Отличные переборочные отопители производит английская Blakes Lavac Taylors Ltd. Модель Taylors 079K – компактная, практичная конструкция с самоочищающейся горелкой из нержавеющей стали и 2-позиционным вентилем безопасности на топливной линии. Тепловая мощность – 2,1 кВт, максимальный расход керосина – 0,2 л/ч. Несколько вариантов комплектации: с 6-литровой самотечной топливной канистрой (с ручной помпой) или с отдельной топливной магистралью от судовой цистерны (с 12/24-вольтным насосом, ток – 0,25 А). В каждый комплект входит дымовая труба из нержавеющей стали, палубный дефлектор, 3-метровая трубка подачи топлива (медь), топливный фильтр и вся необходимая для монтажа арматура.

Бензиновые отопители
Бензиновые переборочные печки для яхт редкость. В Европе только швейцарская Bertschi-Petrol AG делает такие «буржуйки». Её Molli: мощность – до 2,5 кВт, расход бензина – 1,5-2 л/ч. Имеется модификация для работы на сжиженном газе (расход – около 200 г/час).

Дизельные отопители
Популярны в Англии, Канаде и США ввиду возможности использования дешёвого «красного» дизтоплива. Фирмы Dickinson Marine Ltd. (Канада) и Blakes Lavac Taylors Ltd. (Англия) предлагают достаточный выбор таких отопителей.
Ряд фирм выпускает напольные камины, работающие на дизельном топливе (англичане называют их bubble stove – «пузырьковая печь»). К примеру, камины голландской Kabola Heating B.V. компактны и легко вписываются в интерьер традиционной прогулочной яхты. Теплопроизводительность – от 1,46 до 5 кВт (расход дизтоплива – от 0,25 до 1 л/час). Они рассчитаны на длительную работу, поскольку не сразу выходят на режим (предварительно надо прогреть горелку).
Под заказ такой камин изготовят для работы на керосине, укомплектуют бойлером горячей воды, устройством для подсоединения небольшого радиатора в смежном помещении…
Надо сказать, многие фирмы к своим жидкотопливным обогревателям предлагают варианты со встроенным змеевиком для подогрева воды, с радиаторами-конвекторами для отопления смежных помещений, с циркуляционным насосом и термостатом – по сути, предлагают установить центральную систему отопления!
А канадская фирма Dickinson разработала вентиляционное устройство Heatex. Его закрепляют на дымоходе отопителя – для отбора бросового тепла и конвекторного обогрева, допустим, ходовой рубки. Правда, для вентилятора требуется питание от аккумулятора, но преимущества устройства налицо.

Несколько советов по применению стационарных отопителей

  1. Если вентиляция на судне неважная, хорошенько подумайте, прежде чем разжигать обогреватель (особенно угольный!). Датчики угарного газа желательно иметь и в обогреваемом, и в смежных помещениях. Вообще же, как говорят американские яхтсмены: «Пока работает печка, спать нельзя!»
  2. Чистое топливо – залог длительной и стабильной работы. Поэтому не экономьте на его качестве, топливных фильтрах и т.п.
  3. Кроме хорошей тяги необходимо ещё и хорошее испарение топлива (бутан, например, кипит при –0,5 Цельсия. Поэтому бутановая печь даже в лёгкий мороз не заработает, пока баллон с газом не согреешь).
  4. Разные марки дизельного топлива (SAE N1 и N2) отличаются по вязкости и теплотворной способности, поэтому при смене топлива расходомер нужно подрегулировать.
  5. У обогревателей со сбалансированной тягой бустерный вентилятор со временем изнашивается и выходит из строя. Меняется он легко и быстро – важно только, чтоб запасной был…
  6. Закоптилось смотровое окошко – горелку надо прочистить. Если такое происходит постоянно – значит, отопитель часто включают непрогретым.
  7. Если судно валкое, жидкостной отопитель устанавливайте так, чтобы расходомер и топка находились на линии «нос–корма» (иначе при крене топливо либо не поступит в горелку, либо зальёт её, что чревато пожаром.) Расположение «по траверзу» допустимо при небольшой ожидаемой качке: горелка лишь будет гореть то сильнее, то слабее.
  8. Если судно село на мель – установите на трубу сетку. А ещё правильнее отключить отопитель, не оставлять его без присмотра.

Центральные системы отопления

Теплонасосная система воздушного отопления
Рассматривая вопрос центральных систем отопления, первое, что приходит на ум, это реверсная система кондиционирования воздуха «лето-зима». Она работает по типу теплового насоса, используя низкопотенциальное тепло забортной воды для отопления. Всё это правда. Вот только эффективность такой системы будет хорошей (до трёх раз меньше затрат электроэнергии в режиме подогрева воздуха по сравнению с аналогичным по теплопроизводительности электрическим нагревателем) при условии, что температура забортной воды +15 градусов С. И будет равна нулю, когда температура воды понизится до 10 градусов. То есть, зима эта должна быть где-то на Средиземном море у южного побережья Италии. Если яхта эксплуатируется постоянно в этом регионе, такая СКВ будет хорошим решением при наличии подходящего генератора. И если в системе предусмотрены выходы тёплого воздуха из системы внизу, на уровне пола, а не сверху, из штатных воздуховыпускных решёток СКВ. В противном случае тёплый воздух «прилипнет» к подволоку и не будет опускаться вниз, где его с нетерпением ждут.
Короче, в условиях нашего региона потребуется автономная система отопления, потребляющая минимум электроэнергии от бортового 12- или 24-вольтного источника электроснабжения.

Отопители, работающие на жидком топливе или газе
На данный момент существует два типа центральных автономных систем. Они различаются по типу подвода тепла в обслуживаемые помещения: принудительная воздушная и жидкостная (водяная) с радиаторами. Оба типа базируются на компактных отопителях, вырабатывающих тепло путём сжигания в топочной камере жидкого топлива или газа, и работающих полностью в автоматическом режиме с микропроцессорным управлением.
И воздушная, и водяная системы отопления имеют свои достоинства и недостатки. Система воздушного отопления (см. рисунок ниже) гораздо проще и дешевле в монтаже, и может обеспечить подпитку свежего воздуха, подаваемого в каюту (просто прокладывается воздуховод от стороны всасывания отопителя до наружного воздухозаборного устройства или же воздухозабор может осуществляться из рундука, куда проникает свежий наружный воздух.
В период отопления поступающий воздух – холодный, значит – более сухой. Принудительная подача воздуха слегка повышает давление в каюте и воздух, поглотивший влагу, начинает просачиваться в сторону меньшего давления – наружу судна. В результате в каюте становится тепло и сухо, а воздух – свежее.
Для экономии расхода топлива уже нагретый каютный воздух можно рециркулировать (как в системе кондиционирования), вновь подавая его на всасывание отопителя. Но при этом возвратный (рециркуляционный) воздух будет несколько несвеж, что скажется на самочувствии. Оптимальный вариант – совмещение двух способов: рециркуляция с подпиткой свежего наружного воздуха.
В системе водяного отопления (см. рисунок) тепло подаётся от отопителя с помощью циркуляционного насоса на радиаторы и/или фен-койлы (жидкостно-воздушные теплообменники в одном корпусе с вентилятором, прогоняющим через них воздух в обслуживаемую зону). На парусных яхтах, где нет достаточного запаса энергии аккумуляторов для работы вентиляторов, используются только радиаторы-конвекторы. Они имеют бОльшие, чем фен-койлы, габариты в длину и могут устанавливаться только горизонтально. Фен-койлы для моторных яхт выпускаются самой различной конфигурации и возможности для монтажа, так что здесь есть из чего выбирать.
Прокачиваемая циркуляционным насосом горячая вода (точнее, смесь воды с гликолем, антифризом) более эффективно обогревает дальние от отопителя зоны судна. И распределение тепла равномернее, чем при воздушной системе отопления. Для более качественного индивидуального управления микроклиматом систему можно зонировать с помощью термостата в каждой каюте или зоне, можно дополнительно использовать бросовое тепло от работающего двигателя, подогревать воду для бытовых нужд, использовать горячую воду для прогрева двигателя.
Ниже показаны типичные схемы автономных систем отопления на базе отопителя Hurricane канадской фирмы International Thermal Research Ltd. (ITR). В них используется бросовое тепло от работающего двигателя. На схеме показан вариант сезонной системы, предназначенной только для отопления, на другой – круглогодичная система как для отопления, так и для подготовки горячей воды. В этой системе предусмотрен байпасный контур для летнего режима работы (только горячая вода для бытовых нужд).
Трубопроводы горячей воды занимают меньше места, чем воздуховоды воздушной системы отопления. В водяной системе можно проложить воздуховод свежего воздуха к одному из фен-койлов. На нижеприведенных иллюстрациях показаны некоторые типы радиаторов и фен-койлов, используемых для центральных систем отопления.
Интересна также идея использования на моторных катерах и яхтах системы типа «тёплый пол». Преимущества очевидны: отсутствует шум от приточного вентилятора, как в воздушной системе, от матричного обогревателя водяной системы, не требуется пространство для монтажа вентиляторов, высокая эффективность, так как тепло исходит от самой нижней точки помещения. Но пока их внедрение сдерживается целым рядом факторов:

  • эта техника ещё не проходила апробацию в судовых условиях;
  • слишком проблематично дооборудование такой системой уже построенных судов;
  • такая система должна быть заложена в судовую проектную документацию, а монтаж обязательно производиться на верфи при постройке. «Тёплый пол» – это не просто котёл с водяными трубами под полом;
  • система может работать только с определёнными типами котлов, должен быть предусмотрен промежуточный поток и система термостатического управления.

Но при всех чудесных достоинствах систем водяного отопления есть и минусы:

  • при почти одинаковой стоимости отопителей система водяного отопления требует гораздо больше времени и средств на монтаж, чем воздушная. Если в системе водяного отопления предусмотреть все те замечательные вещи, о которых речь шла выше, она станет ещё дороже. В такой системе гораздо больше узлов, с которыми могут возникнуть проблемы: в фитингах может появиться течь; вентилятор фен-койла может отказать, и тепло перестанет поступать в помещение; может выйти из строя циркуляционный насос; в системе может образоваться воздушная пробка. По сравнению с водяной воздушная система отопления гораздо проще и надёжнее, хоть и менее комфортна. Искать причину неправильной работы здесь очень легко. Правда, в обеих системах ещё используются и топливные системы, и электрические.

Конкретный выбор будет зависеть от целого ряда факторов. Во-первых, определитесь с типом топлива, на котором будет работать ваш отопитель. Чаще всего это дизельное топливо. Но, учитывая большую дымность и угарный газ, выбрасываемый «дизельным» отопителем, некоторые предпочитают отопитель, работающий на керосине или сжиженном газе (пропане или бутане). Большинство выпускаемых в мире отопителей (прежде всего немецких фирм Webasto и Eberspacher, японской Mikuni и др.) предназначены для скрытого монтажа. Однако в последнее время на рынок вышли серьёзные конкуренты – финская фирма Wallas и японская Toyotomi. Они предлагают качественные, лёгкие в эксплуатации и относительно недорогие изделия, которые можно быстро установить внутри каюты или салона. Воздушный отопитель Toyotomi NS-2800 просто подвешивают на переборку за скобу, которая также служит рукояткой для переноски агрегата. Максимальная производительность Toyotomi NS-2800 – 2,6 кВт, габариты – 410 х 190 х 315 мм, масса – 9 кг. Предназначен для работы на дешёвых марках керосина и дизельного топлива. Расход топлива на максимальной мощности – 0,28 л/час. Поджиг – 96 Вт (3 минуты). В модели предусмотрены все необходимые защитные устройства (датчик пламени, датчик температуры горелки, защита по низкому напряжению), дымоход уравновешенной тяги, панель дистанционного управления. Может работать без воздуховодов или с воздуховодами в режиме вентиляции, рециркуляции или рециркуляции с подпиткой свежего воздуха.
Wallas 1300 предназначен для отопления небольших катеров и яхт. Работает на керосине. Один из самых компактных и малошумных на рынке. Тепловая мощность – 1,2 кВт, габариты – 285 х 115 х 220 мм. Расход топлива – 0,125 л/час.
Газовые автономные отопители производит, в частности, английская фирма Propex Heatsource Ltd.. Её изделия используются на наземном (автобусы, грузовики) и водном транспорте. Модель Heatsource HS2000 – самый компактный газовый отопитель. С габаритами всего 320 х 172 х 100 мм этот агрегат обеспечивает 1,9 кВт/ч тепла. Малошумный, надёжный, хорошо себя зарекомендовал на американском рынке. Также может работать в режиме вентиляции, без подогрева воздуха. Комплект поставки включает всё необходимое для монтажа.