Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Сэр Питер Блэйк – величайший яхтсмен мира

#------

В этом году легендарному яхтсмену сэру Питеру Блэйку исполнилось бы 60 лет. Мировое яхтенное сообщество никогда не забудет этого великого яхтсмена.

Сэр Питер Блэйк, герой Кубка Америки и многих кругосветных гонок, был атакован пиратами и застрелен на борту Seamaster в декабре 2001 года. Он умер сразу же, от двух смертельных выстрелов, после того, как мужественно пытался противостоять одетым в маски местным пиратам, которые совершили нападение на его яхту в устье Амазонки.
По иронии судьбы Seamaster ожидал таможенной проверки, собираясь покинуть Бразилию после двухмесячной экспедиции по исследованию влияния глобального потепления на Амазонку. Это была часть широко известного в мире проекта, проводимого Хемпширской компанией Блэйка – «Блэйк-Экспедишн».
Смерть сэра Питера Блэйка потрясла весь яхтенный мир, а особенно Новую Зеландию – его родину, где Блэйка почитали как национального героя. Погибший на 52-м году яхтсмен был похоронен в Хемпшире, где он жил последние годы с женой Пиппой и двумя детьми – Сарой и Джеймсом.
Сэр Питер Блэйк принимал участие в каждом Уитбрэд-рейсе, начиная с первого, в 1973 году, и до его победы на Steinlager 2 в пятой кругосветной гонке 1989-90. Четырьмя годами позже на 92-футовом катамаране ENZA он выиграл Кубок Жюля Верна за самое быстрое кругосветное плавание с результатом 74 дня и 22 часа. Блэйк также был победителем двух Фастнетских гонок и двух гонок Сидней–Хобарт. В 1995-м, будучи лидером новозеландской команды, выиграл Кубок Америки с яхтой Black Magic. Это был только второй случай за 144-летнюю историю Кубка, когда трофей выиграла не американская яхта. В 2000 году команда Питера Блэйка впервые в истории этих соревнований успешно защитила Кубок, выиграв на Black Magic все пять гонок у итальянского претендента Prada.
«То, чего Питер не сделал в гонках открытого моря, не стоит того, чтобы знать об этом, – говорит его команда. – Он, безусловно, самый опытный океанский гонщик в мире».
Носящий клички «Блэйки» и «Шесть-четыре» (6 футов 4 дюйма роста), Питер последние годы жил в Эмсфорде на побережье Чичестерской гавани, где состоял членом Эмсфордского яхт-клуба и обучал своих детей ходить под парусом на динги.
Сам Питер Блэйк научился ходить на динги под парусом самостоятельно в возрасте пяти лет и постепенно переходил на яхты всё большего водоизмещения.
Он встретился со своим первым штормом на море в 1960-м на борту семейного 34-футового кэча Ladybird, во время круиза на Фиджи. «Эта яхта оказала огромное влияние на мою жизнь, – говорил Питер. – На Ladybird я научился работать как член экипажа, что не просто, если это семейный экипаж. Там я приобрёл свой первый опыт в навигации и управлении килевой яхтой».
В 12 лет он принял участие в первой морской гонке, а в 16 со своим отцом – в первой 1200-мильной через Тихий океан и был очень утомлён.
Юношей самостоятельно построил килевую крейсерcкую яхту Bandit и выигрывал на ней морские гонки.
В зрелом возрасте, в перерывах между гонками совершая семейные круизы с женой и детьми, он говорил: «Нет лучшего времени, чем плавания с семьёй. Я могу не беспокоиться о том, что мы идём 6, а не 6,2 узла. И можем идти под мотором, если нет ветра».
Как-то его спросили: «Какие у вас планы на будущие годы?». Блэйк отвечал: «Я хочу сделать много круизов со своей семьёй. Я рос на семейной лодке, меня брали в плавания ещё ребёнком, и это было замечательно. Я бы хотел посмотреть на Амазонку… Нет, ещё не время, чтобы я сказал: «Хорошо, это всё. Я собираюсь остановиться».

Сэр Питер Блэйк – вся жизнь в поисках приключений
1948 – Родился в Окленде, Новая Зеландия.
1968 – Победитель юниорского чемпионата Новой Зеландии в гонках открытого моря на построенной собственными руками килевой яхте Bandit.
1970 – Член экипажа океанской гонки на Ocean Spirit, где Robin Knox-Johnston сделал его вахтенным начальником.
1973-74 – Вахтенный начальник на Burton Cutter в первой кругосветной гонке Whitebread.
1977-78 – Вахтенный начальник на Heath Condor в его втором Whitebread.
1980 – Женился на Пиппе. Как шкипер на Condor выиграл Фастнетскую гонку с рекордным результатом (ту самую трагическую штормовую гонку, в которой погибло 9 яхтсменов и затонуло 5 яхт).
1980-82 – Шкипер на Ceramco NZ в его третьем Уитбрэде.
1985-86 – Шкипер на Lion NZ в четвертом Уитбрэде.
1989-90 – Шкипер и лидер проекта Steinlager 2, выигравшей все этапы и гонку в целом в пятом Уитбрэде.
1994 – Установил новый рекорд Кубка Жюля Верна, будучи со-шкипером с Robin Knox-Johnston на катамаране ENZA, пройдя вокруг света за 72 дня и 22 часа.
1995 – Выиграл Кубок Америки как лидер новозеландской команды на Black Magic.
1995 – Посвящён в рыцари.
1997 – Назван наследником Жака-Ива Кусто и руководителем Сообщества Кусто. Назначен шкипером исследовательского судна Калипсо 2.
2000 – Успешно защитил Кубок Америки как руководитель Новозеландского синдиката.
2001 – Основал «Блэйк Экспедишн» для проведения научных экспедиций в наиболее уязвимые экосистемы мира. Утверждён специальным посланником Объединённых Наций по проблемам окружающей среды.
2002 – Посмертно награждён Олимпийским Орденом.

«Легенда – как яхтсмен и человек»
Cэр Robin Knox-Johnston: Питер Блэйк присоединился к нашей команде на Ocean Spirit в 1970 году для участия в океанской гонке в Рио. И первое впечатление о высоком представительном парне было, что он уже знает, что почём в яхтинге. Питер обладал врождёнными лидерскими качествами и компетенцией, и это сделало его популярным. Экипаж спал спокойно, когда он нёс вахту на палубе.
Со временем мы вместе создавали проект, который осуществился как ENZA New Zealand. Он участвовал во всех пяти Уитбрэдах, побеждал на каждом этапе в последнем из них, что равносильно подвигу. Постоянно развивая свои организаторские способности, он уделял большое внимание деталям и видел, чего не хватает на борту яхты, а оборудование или запасы всегда проверял педантично. Возможно, это и было одним из секретов его непременных успехов.
Достигнув всего, что только возможно в яхтинге, он был ещё в самом начале пути утверждения себя как лидирующего исследователя окружающей среды, когда его жизнь трагически прервалась. В одном мы можем быть уверены – если бы Питер жил, то мир скоро был бы профессионально осведомлён о пагубном влиянии человеческой деятельности на хрупкую природу Земли. Он оставил после себя такие рекорды в яхтинге, которые очень трудно будет затмить, плюс память как о великом гонщике и отличном товарище.
Ellen Macarthur: Не могу поверить, что нам не увидеть больше его заразительной улыбки. Невозможно представить себе, что найдётся человек, способный пройти через всё то, что прошёл Питер.
Сэр Chay Blyth: Трудно смириться с мыслью, что его нет с нами. Это легенда – как яхтсмен, так и человек. Он был очень непритязательным и скромным парнем.

Перевод С.СВИСТУЛА.