Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Норволк бот-шоу: «Картинки с выставки»

#------

Эта ежегодная выставка проходит в марине Норволка (штат Коннектикут, США), лежащего в 100 км от Нью-Йорка, в третьей декаде сентября. Водно-моторный сезон в северных штатах близится к завершению, разочаровавшиеся спешат продать свои лодки, а энтузиасты пользуются возможностью получить скидки на подержанные плавсредства. С другой стороны, производители, не успевшие показать свои достижения в начале сезона, имеют шанс заявить о себе здесь, причём при небольших издержках.

Так вот, в этот раз меня, как инженера, заинтересовали четыре темы.
Первая из них — это проверенная в океане девятиметровая гребная лодка английской конструкции, доработанная в США компанией Ghboat. Четверо молодых людей пересекли на ней Атлантику от Канар до Бермуд в числе 8 из 17 стартовавших. Необычным здесь было то, что в этой четвёрке впервые была девушка, а переход стал лишь водным этапом большой задумки — преодолеть своими силами 10 тыс. миль или 16 тыс. км за 400 дней по воде и суше. Что же касается лодки, проверенной временем, то это практически непотопляемое судно, пригодное для обитания на нём четырёх человек, но только с двумя спальными местами в корме. Другие два места — на гребных банках.
Поперечное сечение лодки близко к круглому, тяжёлый киль держит её в нормальной позиции. Гребная палуба несколько выше уровня воды, так что попадающая на неё влага скатывается через шпигаты невысоких бортов обратно в море. Носовой отсек — это хранилище снастей, пищи и запасов питьевой воды. Все верхние плоскости переднего и заднего отсеков оклеены гибкими пластинами солнечных батарей, которые обеспечивают питание навигационных приборов и топовых огней в ночное время. Электронный компас с подсветкой, а также GPS видны гребцам с рабочих мест. Для коррекции курса, кроме весел, используется небольшой руль.
Формообразующая стеклопластиковая оболочка лодки заполнена вспененным полиуретаном, что придаёт конструкции прочность, долговечность и непотопляемость.
Номер два — надувные лодки. При их изготовлении используют или ПВХ с гарантией 5 лет или хайполон с гарантией 10 лет. Реальный срок жизни этих лодок можно умножить на 2, но с оговорками. Дело в том, что, в частности, хайполон — это склеенный многослойный материал. Плюс при сборке лодки используется клей. И именно последний определяет долговечность судна. Мой «Мнев 360» не дожил до своих теоретически запрограммированных лет, хотя использовался мало. В один прекрасный день, собираясь накачать его, я обнаружил, что многие сборочные швы рассыпались, хотя сам материал оказался без признаков деструкции. Лодке было около 9-10 лет. В мастерских по ремонту всегда спрашивают, сколько лет лодке, и если она относительна старая по возрасту, то не берутся делать, а рекомендуют купить свежую. Расслаивание материального клея начинается после 20 лет жизни, и с этим надо смириться. Так что мой совет при покупке подержанной надувнушки: обращайте внимание не только на внешний вид, но и на дату изготовления.
Тема третья меня занимала давно: выбор мотора для своего гипотетического катера из двигателей одинаковой мощности от МАN или МТU, причём последние могут быть дороже первых примерно в 1,2-1,4 раза. Двигатели МAN — это относительно короткоходные высокооборотные дизели, основные детали которых получены отливкой в землю. Кстати, по этой причине МАN держит литейное производство в Южной Африке (там песок нужных кондиций). Советую присмотреться к необработанным поверхностям разных чугунных или стальных отливок — можно увидеть разницу.
Двигатели МТU более низкооборотные, имеют составные поршни со струйным охлаждением, с антифрикционным покрытием, разгружающими канавками. У них высокий турбонаддув, тщательность проработки каждой детали. Но есть ещё один нюанс: в США дизельное топливо делится на 6 категорий, и высшая от низшей отличается по стоимости на 30%. Как раз двигатели МТU работают на самых дешёвых сортах солярки. И если мотор служит долго, то в какой-то момент становится более выгодным приобретение более дорогого МТU по сравнению с МАN, который, в свою очередь, в силу высокооборотности отвергает «дешёвую еду». Таким образом, если в автомобильном деле дорогой двигатель не обойдётся без дорогого топлива, то достоинство дизелей — как раз возможность работы на тяжёлом и дешёвом топливе.
Итак, резюмируем: для долгой жизни вашего катера нужно ставить моторы МТU, а если «любовь» не планируется вечной — то МАN.
И четвёртая тема — это борьба с качкой.
Мне удалось однажды поплавать мотористом на буксире ОТА-965 (буду помнить его номер пожизненно, а ОТА, это Озёрный Толкач Автоматизированный) по Белому морю. Качка была столь изнуряющей, что во время вахты приходилось сидеть в дверном проёме между палубой и машинным отделением, держась руками и упираясь ногами.
Для борьбы с качкой придумано не так много средств и все, фактически, для крупных форм. Это и двойные корпуса, и специальные ласты, выдвигающиеся из корпуса. А вот для корпусов популярных размеров до последнего времени ничего приемлемого предложено не было. Года 3-4 назад именно на этой выставке впервые я увидел систему подавления качки на основе гироскопического эффекта для катеров длиной 20-30 м, используемых для спортивной рыбной ловли. Обычно такие катера имеют высокую надстройку, и она при бортовой качке может раскачиваться от нейтрального положения на метры. Так вот, гироскопическая система компании Seakipper практически сводила бортовую качку к нулю. Устройство обладает восстанавливающей силой в несколько тонн и представляет собой сферу с диаметрально выходящими из неё горизонтальными балками. Сама сфера размещена над килем в носовой части корпуса. Концы балок закреплены через подрамник из силовых лонжеронов, параллельных килю, на корпусе катера. Эти лонжероны находятся друг от друга на расстоянии около полутора метров. Внутри слабо оребренной сферы, внешним диаметром около 600 мм, на свободном подвесе вокруг вертикальной оси вращается приводимый электромотором маховик со скоростью 10 тыс. оборотов в мин. Подшипники смазываются и охлаждаются прокачиваемым от внешнего источника маслом. Из самой сферы откачивается воздух для уменьшения сопротивления и нагрева. В этот раз на выставке была представлена и действующая модель.
Вся система стоит около 70 тыс. долларов, и за её установку ещё берут около 20 тыс. В будущем году, по слухам, готовится к выпуску уменьшенная модель этой системы для катеров 12-20 м.
И ещё одно воспоминание: отдыхающие в Судаке собрались на экскурсию на Карадаг (мыс Меганом) на открытом большом военно-морском яле с двухцилиндровым дизелем. По пути туда началась качка, многих укачало — пришлось вернуться. Пятаки под пятками не помогли. Думаю, описанная выше система за приемлемую цену имела бы спрос.

Николай ВАРДОМСКИЙ.
19 окт. 2013.