Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Мармарис – Анталия – Мармарис на яхте Calle

#------

Первоначально планировалось: выбранный маршрут — это максимум, а реалии по обстановке. Сроки сдачи яхты чётко оговорены, погоду заранее предсказать нельзя, а что из себя представляет заказанная заранее яхта, узнаёшь позже. Мы были настроены на главное: спокойно провести отпуск, посещая интересные места и, желательно, без экстрима. Хотя, выходя в море, всегда ожидаешь встречи со штормом.

Чартерные яхты (это моё личное мнение) в основном рассчитаны на плавание вдоль побережья в дневное время. Упор сделан на удобства в быту и возможность управления силами малого либо малоопытного экипажа. Попадать в шторм на такой яхте я бы не хотел: стоят всего 2 паруса — генуя на закрутке и грот (даже взятый на 2-ю полку рифов, он имеет слишком большую площадь). Брандерщиты из оргстекла не обеспечивают надёжной герметичности и защиты. Кроме того, якорная цепь — 50-60 м, значит, стать на якорь можно на глубине 10 м, а здесь поищи такую или лезь под берег. Присутствует обычный эхолот — не видно ни камней, ни мелей. А лодка-то не твоя. На своей личной яхте я обошёл все эти моря и необходимым считаю наличие якорного конца + цепь 2х100 м (приходилось стоять на 20 м под килем при ветре 20 м/сек и волне до 2 м — нормально!), а также сонара (вперёдсмотрящий эхолот — Ред.) — видно всё под тобой впереди. Поэтому решили: идти согласно комплектации максимально безопасно в дневное время и защищённая стоянка — ночью. План удался великолепно: 13 интересных стоянок с посещением окрестностей и погода способствовали отдыху экипажа всего из двух человек.
С навигацией проблем не было: кроме выданных карт и лоции я взял ноутбук с хорошей картографией и электронной версией яхтенной лоции на район последнего выпуска. Сводки погоды получали по Интернету (приобрели "Турксел Коннект"), плюс взял с собой GPS с подключением к порту USB.
Итак, 3 мая 2009-го. По старой традиции мы с женой выходим в море как можно раньше утром – световой день впереди, есть время привыкнуть к яхте, если предстоит свежая погода, или ночной переход – и отдохнёшь по очереди, и подготовиться успеешь ко всему, и при коротком переходе засветло найдёшь место стоянки. Идти на восток легче – преобладают ветры от W и NW. Поэтому "туда" идём длинным переходом, обратно короткими.
До намеченной стоянки Capi Creek (36°38,5N 28-53,6E) в заливе Fethie 45 миль. Идём, обходя запретный район, указанный на картах. Ошвартовались засветло, рядом яхты с российскими экипажами – учатся яхтингу в RYA. Причал с мурингами и ресторан. В Skopea Limani в бухточках причалы на сваях, стоянка на этот период – бесплатно, ужин в ресторане на двоих в среднем 60 лир без пива и спиртного и 10 процентов чаевые. При этом в Фетхие за нашу яхту брали 65 лир за сутки.
Skopea Limani ограничен с юго-запада, юга и запада материком, на севере – Гёчек, с востока залив прикрыт цепью островов. Местность гористая, горы покрыты лесом, много сосны. Везде глубоко, опасности единичные, обозначены на карте. Проходы между островами чистые. Идеальное место: днём получать удовольствие от паруса, к вечеру в новую бухту, осмотр и ужин в ресторане. При этом если и есть ветер – волны почти нет.
Мы посетили 5 бухт и стоянку на острове Терсане. Bedri Rahmi, она же Tomb bay (36°41,7N 28°51,8E), Boynuz Buku (36°42,7 N 28°53,6E), Sarsala bay (36°39,3N 28°51,3 E) – причальные мостики с мурингами. Wall bay (36°38,7N 28°51,1E) – стоянка лагом к пирсу, ночью из впадины между горами на западе прилично сквозит. Свет – генераторы ночью; есть туалеты, душ. И даже не подумайте слить из танков в море или бросить мусор в воду. Штрафы до 20 тыс. евро и слежение серьёзное.
Гёчек – царство марин. Место дорогое. Заправиться топливом можно в Клуб-марине на понтоне.
Далее – на юго-восток залива Фетхие. Проход мимо острова Кизил, мимо южных берегов островков и материка. Мы заходили в Ece Marina (связь по VHF – канал 73). Идя на Каш, нужно заправиться топливом, водой, обменять валюту в городе, пополнить припасы. Информация в лоции о стоянке в этих портах – теория, а на практике порты забиты гюлетами и прочей местной мелочью. Рассчитывать не стоит. Ближайшее место цивилизованной стоянки яхт – Finike Setur Marina (36°17,4 N 30°09 E).
Для любителей старины: в заливе Bedri Rahmi на северном склоне горы находятся вырубленные в скале гробницы ликийцев, в Wall Bay – византийские руины и (на берегу) бани Клеопатры.
По дороге на восток из Фетхие целесообразна остановка у острова Gemiler (Святого Николая). Стоянка на якоре у северо-западного берега острова со швартовыми на берег. Надёжная стоянка при шторме с любых румбов. На острове большой комплекс монастырских развалин византийского периода. Вход – 8 лир. С верхней точки острова прекрасный обзор.
Далее, пройдя Olu Deniz, следуем мимо района 7 мысов (начинается в 10 милях от залива Фетхие и тянется на 7 миль), затем песчаный пляж, окаймлённый отмелью протяжённостью 12 миль. На этом участке надёжных стоянок нет. Остров Саtal мы обходили с юга, но есть ещё северный проход к порту Калкан (36°15.5N 29°24.5E). От Калкана до Каша 17 миль. Островки и опасности отмечены на картах. В районе Kas намечается строительство марины, где можно будет безопасно оставить яхту для совершения экскурсий по древним городам, находящимся в районе – Ксанф, Антифеллос, Мира и другим.
Мы становились на якорь в Bayindiz Limani кормой к причалу у ресторанчика в юго-восточной части бухты (36°10.384N 29°38.985E). Место живописное, напротив – скалы с ликийскими гробницами. Грунт с водорослями, при ночных шквалах могут ползти якоря. При штиле вода прозрачна, на 12 м глубины дно просматривается прекрасно (видели 2 больших старых якоря).
Далее – старт на Кекова, к затонувшим городам. Проход в залив Кекова между полуостровом Сыджак и островом Кекова. Здесь расположены погрузившиеся в воду античные города Симена, Аперлай, Кекова, Тхеймусса.
Остров Кекова – якорная стоянка в проливе у северо-западной части острова (в заливе Терсане) и у юго-восточного берега – в Karaloz Bay (36°11,4 N 29°53,4 E).
На северной стороне пролива Кекова на горе видна крепость, под ней расположена деревня Калекёй, построенная на месте города Симена. Саркофаги видны под и над водой. Подход к берегу сложен из-за подводных скал. К западу –проход в Ucagiz Limani. Стоянка на якоре. Стоишь, как в пруду. Место популярное – много яхт. На северном берегу деревня Ucagiz с ресторанами, рядом развалины древнего города. Мы подошли на тузике к южному берегу и хотели пройти в крепость Калекёй – бесполезно. Природа сделала берег неприступным: останки следов вулканической деятельности, а между скалами кустарник. В общем, район изобилует остатками древней цивилизации, это рай для любителей подводной археологии.

Калкан – новое поселение, расположенное на юге полуострова Теке на берегу одноимённой бухты. Туркмены Текелиоглу заняли местность и основали поселение Калкан. Сейчас, благодаря низкой влажности, это центр туризма с отелями, ресторанами. Имеется небольшой порт, где базируются гюлеты, прогулочные и рыболовецкие малые суда. На восток от горы Торос находится расположенная между 25-метровыми скалами бухта с песчаным пляжем – Капуташ. К востоку – местная достопримечательность – грот «Голубая пещера», доступный со стороны моря.
На юге полуострова Теке, в бухте с одноимённым названием, расположен Каш (в переводе – «бровь»). Сейчас это туристический центр. Город берёт начало со времён ликийского поселения около 3000 лет до н.э. В Ликии – город Антифеллос. Затем входивший в Ликийский союз город попадает под власть пиратов, римлян, византийцев… После 11 века в ликийские города пришли турки.
Памятники тех времён: стена набережной, театр, расположенный на западе с 26 рядами скамей (сохранил оригинальную высоту). За театром – гробница в дорийском стиле.
Кекова (с этрусского – «родина быка»). На острове проживали священные животные. Турки сохранили этот обычай, перевозя на остров крупный рогатый скот на зиму. В результате сильного землетрясения остров и город опустились на несколько метров в воду. Сейчас часть развалин находится на берегу, часть под водой. В бухте Терсане (судоверфь) – развалины (апсис) византийской церкви. Жители древнего Кекова переселились в город на северном берегу пролива – Симену (на ликийском – «Священная мать»). Сегодня здесь расположено селение Кале. Народ Каллиполи, союзник царя Гектора в Троянской войне, переселился в эти места. С прибытием переселенцев из Кековы город разросся и вышел за пределы стен крепости. Некоторое время здесь господствовали пираты, затем город вошёл в состав Римской империи.
Достопримечательности: крепость акрополя, театр внутри, рассчитанный на 400 человек (места выдолблены в скале); внизу – развалины бани. В окрестностях более 20 ликийских саркофагов, один из которых – на мелководье, перед селением.
К западу находится проход в бухту Учагыз, на северном берегу которой на месте древнего города Теимиусса расположена деревня Учагыз. Сохранились башни, скальные гробницы и саркофаги.
Аперлай – древний город на южной стороне длинного и узкого залива Сыджак.
Природный порт окружён высокими холмами. В античное время имел важное значение. В византийский период усилены укрепления, центр епископства. Развалины города – внутри крепостных стен. Некрополь находится в восточной части, в нём много ликийских саркофагов.

От восточного входа в залив Кёкова до "Финике Сетур Марины" (36°17,4N 30°.09E, VHF-73) 16 миль на восток. В марине предложены все услуги. От Финике до мыса Taslik Burnu – 15 миль. Берег отмелый, надёжных стоянок нет. Мыс Taslik Burnu – входной западный мыс залива Анталия.
До Анталии интерес представляют две якорные стоянки – Cavus Limani (38.185N 30°292E) и Geneviz Bay (36°22,4N 30°298E). Geneviz – стоянка отличная, но ночью с горы Мусса возможны шквалы. Для посещения достопримечательностей (Фаселис, Олимпос, Языркёй) лучше зайти в "Park Kemer Marina" (36°361N 30°343E, VHF-75) или Antaliya Marina (36°50N,30 364 E, VHF-73).
Мы с женой с 2003 года путешествуем на яхтах у побережья Турции и всё время открываем для себя что-то новое. В 2009-м воспользовались услугами чартерной компании Pupa Yachting. Получилась значительная экономия времени. Самолётом из Украины быстрее, чем на своей яхте. Двух недель чартера достаточно, чтобы совершить плавание вдоль приличного участка побережья без особой спешки. И в то же время остаются места, где ещё не были – на следующий год. Много лет мы ходим вдвоём. Плюсы: не надо привыкать друг к другу, каждый знает свой участок работы и может заменить другого. Минус – при стоянках на якоре, в открытых местах, яхту не бросишь – "привязан" к ней. В этом случае предпочтительно путешествовать компанией – часть людей на берегу, часть сторожит яхту.
Слабое место чартерных компаний – отсутствие информации о сборных экипажах. Многие хотели бы попробовать яхтинг, но нет опыта, нет документов. А некоторые капитаны и хотели бы пройтись по новым местам, но или не хватает средств или не с кем – не в одиночку же… Так что мы предлагаем создать своего рода клуб для совместных плаваний на яхтах PUPA. Думаю, это легко сделать через Украинский сайт.

Геннадий ДРОЗДОВ,
Мариуполь (+380506259971).


P.S. На обратном пути в Мармарис хорошо посетить залив Ekincik. Место прекрасное. Стояли в восточной части, в My Marina (36°494N 28°338E). Причал, муринги – полный комфорт. Марину, видно, ещё не открыли, как предприятие. Поэтому стояли за ужин в ресторане. Ресторан рекомендую посетить – всё на высшем уровне.