Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

VOR: чтобы выиграть гонку, нужно сначала финишировать

#Volvo Ocean Race

Американский шкипер PUMA Кен Рид 6 апреля записал в своём блоге: «Каждый раз, придя на финиш, мы говорим: «Это был самый сложный этап». Но переход из Окленда в Итажай был действительно, самым сложным этапом. Спасибо всем, кто дал нам такую надёжную лодку!» Действительно: из заготовленных 6 стояночных мест в доке бразильского г.Итажай заполнены только 2. А это о чём-то говорит…

Программа пребывания в г.Санья предусматривала отдых команд до 16 февраля, когда была запланирована официальная тренировка. Далее шло стандартное расписание: гонка с гостями, портовая гонка и старт на Окленд.
Пользуясь продолжительной передышкой, каждая из команд провела тщательнейший осмотр всех узлов и деталей лодок. Учитывая чехарду первых трёх этапов, не у всех было достаточно времени этим заняться раньше. Особенно радовалась возможности ощупать свою лодку команда Team Sanya – с самого старта они впервые подняли корпус из воды, и теперь все вместе были задействованы в этой работе. Только шкипер Сандерсон и навигатор Аксель Макдал сидели отдельно с компьютером и специалистами из Farr Yacht Design, анализируя показатели лодки за пройденный путь. Лично президент Farr, в свою очередь, был занят другим своим детищем – "Арабским соколом". Вместе с Яном Вокером и группой дизайнеров Патрик Шонесси провёл много времени в ангаре команды Abu Dhabi, обсуждая вопрос ускорения лодки.
Но не только аутсайдеры гонки были озабочены своим положением. Лидер зачёта – Telefоnica – 17 февраля приняла решение не участвовать в тренировочной гонке флота. Вместо этого испанцы занялись сменой мачты. Как объяснил шкипер команды Икер Мартинез, после рутинной проверки, когда мачта была снята и восстановлена на прошлой неделе, натяжение снастей оказалось другим. Это обеспокоило испанца и он принял решение не выходить на воду в четверг, а сменить мачту и готовиться к старту в пятницу. Интересно, что испанцы снова оказались правы: из-за лёгкого ветра тренировочная гонка была отменена.
Camper озадачились результатами экипажа в портовых гонках. Для тренировок в Санью прибыли наставники команды Род Дэвис и Джои Аллан. Новозеландская лодка, как всегда, была первой на воде после осмотра и получила максимальное время для тренировок.
Своеобразной компенсацией за неудачу в третьем этапе для команды Puma стали все возможные поощрительные призы. Для начала весь экипаж получил новенькие швейцарские IWC Portuguese Yacht Club Chronograph (цена единицы от $12 000) за самый длинный суточный переход в третьем этапе. Кстати, этот результат был достигнут 4 февраля, когда команда уже подходила к Санье. Кроме этого, медиа-крю Puma Амори Росс получил специальный приз за свои репортажи с борта лодки, а береговая команда во второй раз удостоилась приза DHL Shore Crew Award.
Обычно многословная, пресс-служба Groupama во время пребывания команды в Санье не особо информировала общественность о происходящем. Некоторую информацию можно было почерпнуть в Facebook. Везде говорилось, что лодка пришла в Китай в очень хорошем состоянии. Перед 4 этапом сменили покрытие кокпита, установили новые стаксель и геннакер (прогресс экипажа и техников в настройке лодки) и ожидалось, что в Окленд они должны прийти чуть ли не первыми.
Однако серьёзным испытанием для Groupama и прочих стали уже первые мили нового этапа. Прогноз погоды обещал отличные условия для портовой гонки в субботу и крепкий муссон с большими волнами на воскресенье. Метеоролог гонки Гонсало Инфанте предупредил команды, что в Южнокитайском море их ждут порывы до 40 узлов и волны 5-6 м. То, чего удалось избежать на пути в Китай, всё-таки пришлось испытать, покидая Азию.
Старту 4 этапа предшествовала драматичная портовая гонка Sanya Haitang Bay In-Port Race. Из-за проблем с мачтой у Telefоnica негласным фаворитом портовой гонки считали Abu Dhabi, которые на тот момент выиграли 2 гонки из 3 состоявшихся.
Но Telefоnica заставила заговорить о себе серьёзно уже на первом огибании 10-мильного курса портовой гонки. Благодаря хорошей тактике на полпути первого отрезка, который команды проходили в лавировку, Telefоnica была первой на огибании и обогнала прежнего лидера – Abu Dhabi. Вокер хорошо стартовал с левого края, но передержал смену галса и на огибании был только третьим – между Abu Dhabi и Telefоnica сумела протиснуться PUMA. В таком порядке первая тройка и пришла на финиш, хотя был момент, когда Telefоnica запуталась в спинакере и могла пропустить PUMA.
Вторая часть флота вела себя намного активней. В частности, CAMPER стартовали не лучшим образом, допустили две тактические ошибки на первых двух отрезках и шли последними. Team Sanya, напротив, после ужасного старта смогли между 3 и 4 марками подняться до 4 позиции. Сандерсон шёл очень хорошо, но был замешан в инциденте с новозеландцами перед последним огибанием и пропустил CAMPER вперёд себя. Далее CAMPER обошли и французов и показали хороший камбек, финишировав на 4 месте.
После Sanya Haitang Bay In-Port Racе в турнирной таблице крупных изменений не произошло. Только PUMA и Abu Dhabi немножечко сократили своё отставание. Остальные же, наоборот, отдалились от соперников:
Положение команд после портовой гонки в Санье, 18 февраля:

  1. Team Telefоnica (Iker Martínez), 101 points.
  2. Camper with Emirates Team New Zealand (Chris Nicholson), 83 points.
  3. Groupama Sailing Team (Franck Cammas), 73 points.
  4. Puma powered by Berg (Ken Read), 53 points.
  5. Abu Dhabi Ocean Racing (Ian Walker), 43 points.
  6. Team Sanya (Mike Sanderson), 17 points.

Без особой передышки команды начали готовиться к выходу в сторону Окленда. Старт 4 этапа был запланирован на 14.00 местного времени 18 февраля. В некотором смысле это был "час Ч" для оргкомитета, так как уже несколько дней менеджеры регаты вели наблюдение за развитием тропической депрессии в Лузонском проливе и перемещениями муссона в Южнокитайском море. Эти две системы шли друг другу навстречу, образуя мощный поток воздуха с NE как раз на пути следования флота.
Помня о потерях флота в прошлом сезоне, впервые за всю историю гонки было решено переждать непогоду под прикрытием суши. К слову, некоторые команды были против, но большинство высказалось за "безопасный план".
Так как торжества по случаю выхода флота в океан невозможно было перенести, программа воскресенья выглядела так: команды стартуют в назначенное время, проходят 40-мильный отрезок и останавливаются в Serenity Marina Lighthouse. А рано утром, в понедельник, с учётом последовательности и времени прибытия к маяку, лодки снова выходят в море, на этот раз уже в направлении Окленда.
19 февраля оказалось очень драматичным, особенно для PUMA. Кен Рид вышел со старта лидером и успешно прошёл почти всю дистанцию. Только непосредственно перед финишем на Serenity Marina Lighthouse PUMA случайно зашла в безветренное пятно и остановилась. Преимущество в 1 милю быстро растаяло: PUMA переместилась с первого на последнее место. Такая же судьба постигла и CAMPER, которые весь день шли за американцами.
Напротив, с последнего на второе поднялась Groupama. Ещё одним удивительным камбеком оказался третий финиш Abu Dhabi: Ян Вокер неплохо стартовал, но был оштрафован на втором знаке и "раскрутил" 720 градусов, что отодвинуло его далеко в хвост. Однако Abu Dhabi на последней лавировке пробралась в тройку. Ну, а первой пришла, конечно же, Team Telefоnica.
Промежуточный финиш 4-го этапа (Sanya – Serenity Marina Lighthouse):

  1. Telefonica (4ч 02м 14с).
  2. Groupama (4ч 2м 34с).
  3. Аbu Dhabi (4ч 3м 36с).
  4. Sanya (4ч 7м 32с).
  5. Camper (4ч 9м 13с).
  6. Puma (4ч 39м 17с).

Как видим, провал Puma был не просто психологически тяжёлым – 20 февраля американская команда вынуждена была стартовать на полчаса позже, чем все остальные. Нагнать соперников американцы смогли только на выходе в Тихий океан. За это время несколько раз сменились лидеры, и даже Sanya выходила на первые роли, а Telefоnica откатилась в хвост.
Спасти Puma могло только радикальное изменение либо курса, либо обстоятельств. Но решиться на отчаянный шаг было не просто – слишком свежи воспоминания провала в Южнокитайском море. Тем не менее, Кен Рид решил действовать: когда 23 февраля все повернули на северо-восток, он пошёл прямо на север. Какое-то время рядом была Telefоnica, для которой гонка тоже шла не лучшим образом, но испанцы не решились развивать эту авантюру и в тот же день последовали за большинством. А Puma вошла в японский архипелаг и минула Окинаву с севера. За несколько дней американцы увеличили своё отставание от лидера с 25 миль до 250!
Но жребий был брошен. 25 февраля Puma уцепилась за циклон и начала развивать скорость. Статистически она шла последней, но показывала скорость в два раза выше флота. Это соблазнило и других авантюристов – Groupama. 26 февраля французы тоже начали подниматься на север, однако зашли не так далеко, как Puma, что позже оказалось решающим движением всего этапа. За 2 дня американцы сократили отставание с 250 до 45 миль и вышли на стратегическую позицию для спуска на юг. Французы тоже сумели развить хорошую скорость и 26 февраля вечером Камм возглавил таблицу.
К первым числам марта уже весь флот оказался в пассатах. Лодки неслись на юг на скоростях более 20 узлов при ясном небе и солнце. Вскоре оказалось, что Puma всё-таки переборщила с дальностью северного манёвра. Кен Рид не рассчитал встречу с пассатом и сильная волна ветра прошла позади него. А поймали её те, кто описал намного меньшую дугу – Groupama. Однако стоит помнить, что Puma сумела всё-таки переместиться с последней строчки в первую тройку.
Путешествие «с шампанским в руках» оказалось не очень продолжительным. Пускай пересечение экватора не вызвало затруднений (сжатие зоны конвергенции к минимуму характерно для нынешнего сезона в целом), но,пройдя Фиджи, флот снова начал лавироваться. Уже 3 марта восточное крыло флота (Telefоnica, CAMPER и Team Sanya) вынуждено было снизить обороты, чтобы аккуратно пройти мели архипелага Соломоновых островов.
Напротив, западное крыло (Groupama, PUMA и Abu Dhabi) могло позволить себе обойти архипелаг с наветренной стороны и выйти на остатки циклона. Однако 4 марта усиление ветра прошло впереди французской лодки и попало в паруса испанцев. За сутки Telefоnica сократила своё отставание со 145 миль до 105 от лидера флота Groupama. Telefоnica даже сделала поворот, чтобы приближаться к сопернику с подветренной стороны. Но следующее усиление потока позволило французам снова развить максимальную скорость во флоте и начать набрасывать мили соперникам. В полночь на 6 марта Telefоnica отставала от Groupama на те же 150 миль.
Встречный ветер заставил лидеров флота немного опуститься ниже северной оконечности Новой Зеландии, чтобы потом, лавируясь, обогнуть её и направиться вдоль восточного побережья к Окленду. Прошедший циклон оставил на востоке НЗ много ветровых пятен. Они и определили порядок финиша команд после того, как Groupama взяла свою первую победу в океанском этапе и стала второй французской лодкой, которая победила в Новой Зеландии со времён 33 Export сезона 1977/78 годов!
Учитывая исторические детали, победа французов выглядит грандиозно, но стоит отдать должное и Кену Риду. Американцы досадно проиграли первый отрезок раздельного старта в Санье и 20 февраля выходили в океан последними. Но именно они показали будущим победителям этапа, куда нужно идти, чтобы выиграть. Второй финиш Puma можно назвать действительно трудовым результатом.
Также интересно, что уже который этап подряд лодки финишировали очень плотной группой. Puma пришла в 11.00 11 марта. В этот момент Telefоnica и CAMPER были ещё в 10 милях и отчаянно боролись за третье место. Они пришли через час. Трудно поверить, но после 5200 миль в океане испанцы обошли соперника всего на 93 секунды! Abu Dhabi были в доке в 13.18, а Team Sanya ещё через полчаса.
Результат 4 этапа добавил в гонку ещё больше перцу. Во-первых, оказалось, что Telefоnica можно победить. Во-вторых, сменилось положение второй и третьей команд в общей турнирной таблице. После долгой борьбы Groupama получила заслуженную вторую полку, а Puma – веру в себя.
Общее положение команд после финиша 4 этапа в Окленде:

  1. Team Telefоnica: 121 points.
  2. Groupama sailing team: 103 points.
  3. CAMPER with Emirates Team New Zealand: 98 points.
  4. PUMA Ocean Racing powered by BERG: 78 points.
  5. Abu Dhabi Ocean Racing: 53 points.
  6. Team Sanya: 22 points.

Начало 5 этапа гонки не предвещало ничего сложного (если не читать прогноз). Старт состоялся в Окленде в 14.00 местного времени и перед выходом в океан флот совершил несколько огибаний в заливе. Лидером старта стала "местная" Team Sanya. Потом вперёд вырвались новозеландцы, которых вскоре сменили испанцы.
Но уже на следующий день погода резко изменилась. Встреча флота VOR с Тихим океаном прошла по всем традициям жанра: 5 этап встретил яхтсменов штормом с 7-метровыми волнами и порывами под 50 узлов. Спустя считанные часы после выхода флота из Окленда пришла информация о повреждении в носовой части Abu Dhabi. Сильного удара о воду не выдержала и одна из носовых переборок лодки Яна Вокера. Шкипер сообщил, что возвращается в Окленд для быстрого ремонта, и уже через 36 часов лодка была готова выйти в море. Более того, выдержав первую встречу с циклоном, флот попал в вакуум и Abu Dhabi за 2 дня сократила отставание с 700 до 250 миль.
Но воссоединения Abu Dhabi с товарищами так и не произошло. Примерно 21 марта лидеры флота уже зацепились за новый циклон и скорости резко возрасли. Начался «счёт тел»: 22 марта с дистанции сходит Team Sanya. По информации шкипера Сандерсона, на скорости более 20 узлов лодка теряет одно из перьев руля и попадает в брочинг. Образовывается сильная течь, лодка набирает несколько тонн воды. Принято решение возвращаться для ремонта в НЗ, где команда поймёт, что ранее старта 7 этапа (Майами) уже не сможет присоединиться к флоту. Итак, мы не знаем, кто выиграет гонку, но точно знаем, кто её уже проиграл.
Тем временем группа из 3 яхт входит в сильнейший циклон, который несёт холодные ветра из Антарктиды. Флот ведёт Groupama, вторая – CAMPER, третья – PUMA. Abu Dhabi идёт намного северней и пользуется другим ветром. По словам главного метеоролога гонки Гонзало Инфанте, ветер мог достигать ураганной силы. С другой стороны, удачный курс лодок к ветру позволял надеяться на новый рекорд суточного перехода.
23 марта новозеландцы показали самый большой суточный переход этапа – 528 миль, а уже на следующий день удар о волну привёл к деламинации носовой части. Лодку пришлось остановить для осмотра. Вскоре оказалось, что продолжать гонку на пределе с таким повреждением невозможно. Шкипер Крис Николсон сообщил, что принято решение идти в чилийский порт Пуэрто Монтт для ремонта. Прибытие в Чили планируется на первые числа апреля, сам ремонт займёт до 5 дней. Далее команда продолжит гонку, чтобы финишировать в Бразилии.
С 24 марта Groupama возглавила флот, а Telefonica шла второй. Условия оставались очень жёсткими, но поворот на юго-восток у восточных "ледовых ворот" позволил лодкам стать на более выгодный курс к ветру. Но 25 марта Telefonica пострадала от удара о волну, из-за деламинации корпуса команда приостановила лодку. На второе место поднялась PUMA. Telefonica решила сделать пит-стоп перед финишем этапа. Сначала рассчитывали остановиться на о.Ушуайя (Аргентина), но позже оказалось, что можно провести ремонт прямо на мысе Горн!
Многие считали, что массовый выход флота из строя может сыграть на руку Abu Dhabi. Неизвестно, сколько будет длиться ремонт Telefonica, и за это время Вокер мог бы обойти лидера общего зачёта. Но всё пошло совсем иначе.
30 марта, когда лидеры флота Groupama и PUMA подходили к мысу Горн, с борта Azzam поступило сообщение о деламинации корпуса в левой носовой части. Команда Вокера предприняла попытку отремонтироваться прямо на воде. На повреждённую часть были наложены укрепляющие стяжки. Но ремонт оказался недостаточным, и погода не обещала ничего хорошего. 6 апреля лодка уже была в Чили, в том же порту, что и новозеландцы. Спустя ещё несколько дней будет принято решение отправить Azzam на старт 6 этапа кораблём.
Таким образом, к началу апреля соревнующихся лодок осталось только 3. При этом Telefonica зашла в бухту Максвелл Бэй у мыса Горн для короткого ремонта и объявила, что приостанавливает участие. Оставшаяся пара получила Атлантику в своё полное распоряжение. У берегов Аргентины развернулась жаркая дуэль: 30 марта на расстоянии 16 миль друг от друга Groupama и PUMA обогнули мыс Горн и, оставив там испанцев, двинулись на север. Расстояние между лидерами менялось в диапазоне от 50 до 15 миль в течение нескольких дней, пока не пришла последняя грустная новость. 4 апреля Groupama теряет мачту и движется к уругвайскому порту Пунта-дэл-Эсте. Кстати, там гонку хорошо знают, так как в прошедшие десятилетия принимали её трижды.
Неожиданно для себя PUMA возглавляет флот. Вспоминается поговорка «Для того, чтобы победить в гонке, нужно сначала финишировать!» Похоже, с надёжностью лодки у Кена было всё нормально, а вот со скоростью нет. Выйдя из Максвелл Бэй, за считанные дни Telefonica смогла сократить своё отставание с 412 до 40 миль. Но хуже всего, что испанцы продолжали приближаться.
Критический момент наступил 6 апреля, когда до финиша оставалось 130 миль, а PUMA отделяли от Telefonica всего 8 кабельтовых. Судьбу первого места решили несколько смен галса уже перед финишной линией, когда Кен Рид пошёл ближе к берегу, а Мартинез решил минимизировать количество поворотов и держался мористей. Финиш 5 этапа VOR был принят в 16.09 местного времени у PUMA и в 16.22 – у Telefonica. Проведя 20 дней в море и оставив позади 7000 миль, лодки финишировали с разницей в 13 минут!
«Я не помню, когда последний раз ел и спал, – пишет Кен Рид в своём блоге 6 апреля. – Мы каждый раз говорим, что прошлый этап был самым сложным в жизни, но этот действительно заслуживает такой оценки. Поэтому спасибо нашим дизайнерам и корабелам за нашу лодку. Бог свидетель: мы провели её через все испытания и никогда не чувствовали себя в опасности!». Благодаря победе в 5 этапе, PUMA наконец-то может избавиться от кармы "вечно второй" лодки. Но в какой-то момент уже казалось, что Telefоnica их обойдёт.
Однако финиш 5 этапа ещё открыт. И очень вероятно, что третьей лодкой, которая там окажется, будет Groupama. Учитывая, что CAMPER только вышел из Чили, французы приняли решение не ждать запасной мачты из Нидерландов, а двигаться к Итажай под временной оснасткой. Новую мачту Groupama соорудила из остатков сломанной и того же 6 апреля выдвинулась в сторону Бразилии. Путь для Groupama составит 650 миль, сейчас лодка делает порядка 15 узлов.
Для CAMPER зарезервировано 4 место в этапе. Команда Николсона возобновила гонку и собирается пройти оставшиеся 2800 миль от Пуэрто Монтт до Итажай к старту портовой гонки 18 апреля. В целом ситуация по этапу выглядит так:

  • Team Sanya: DNF. Лодка находится в Тауранга на ремонте, откуда пойдёт кораблём в США и планирует выйти на старт 7 этапа.
  • Abu Dhabi Ocean Racing: DNF. Лодка находится в Пуэрто Монтт (Чили), откуда кораблём будет доставлена в Итажай для участия в 6 этапе.
  • CAMPER with Emirates Team New Zealand: приостановила гонку 3 апреля. Лодка прибыла в Пуэрто Монтт (Чили) для ремонта. 6 апреля команда возобновила участие и если придёт в Итажай вовремя, получит 15 очков за 4-й финиш.
  • Groupama: приостановила гонку 4 апреля. Ремонтировалась в Пунта-дэл-Эсте (Уругвай), откуда под временной оснасткой пошла в Итажай.
  • Telefоnica: приостанавливала гонку 31 марта. Финишировала второй 6 апреля.
  • PUMA Ocean Racing powered by BERG: финишировала первой 6 апреля.

Катастрофическое количество поломок флота в одном этапе заставило менеджмент гонки задуматься о происходящем. В официальном сообщении CEO VOR Кнут Фростад заявил, что ведутся переговоры с дизайнерами и строителями, результатом которых станут изменения в правилах класса. По мнению некоторых комментаторов, это может означать создание из Volvo Open класса-монотипа. Напомню, что в последнем сезоне Vendee Globe финишировало менее 50% флота. И реакция сообщества была аналогичной: изменение правил в сторону унификации дизайнов и требований к конструкциям. Третьим фактором в пользу создания монотипов стало стремление урезать бюджеты. Но пока в классе IMOCA Open 60 подобных изменений не произошло.
Дизайнеры команд пугают общественность остановкой развития творческой мысли в случае перехода к one-design. В открытом письме читателям блога Sailing Anarchy дизайнер Мерф Оуен из Owen Clarke Design (создатели Class 40, а также многих IMOCA 60) говорит, что существующие расчёты нагрузок на корпус яхты всё ещё опираются на недостаточную базу собранных данных. По его словам, уже сейчас крепость корпусов гоночных яхт превосходит требования ISO, ABS, Germansker Lloyd. Мерф требует распределить ответственность за поломки между создателями правил класса, дизайн-студиями, спортсменами, которые хотят лёгкие и быстрые яхты, и верфями, которые их строят. Только совместная работа этих структур может сделать будущее лодок более светлым, говорит дизайнер.
Возможно, ещё один переход через океан, который остался в программе VOR11/12 (7 этап Майами-Лиссабон), ускорит принятие решений по правилам класса VO70, если до Португалии опять не дойдёт половина флота. Постучим по корабельному дереву, конечно.