Последние лет 6-8 экспозиции главных европейских бот-шоу нередко украшены табличками «Говорим по-русски». Сигнал клиентуре из СНГ: тут вас точно поймут. Но на стендах Targa или Aquador такие сигналы излишни —– зашедший «наш человек» обычно сразу спрашивает: «Кто есть из HT-Marine?» Такое вот свидетельство длительной, последовательной и эффективной работы дилера на своём рынке.
HT-Marine начал работу с люксовыми финскими брэндами ещё 13 лет назад! Постоянная реклама, регулярные статьи в прессе, полноценный сервис и поддержка клиентов — отсюда соответствующий имидж и уважительное число проданных недешёвых лодок, которые можно встретить практически во всех регионах страны (даже в тех, где столь мореходные суда вроде и нонсенс).
Обязательный пункт правильной работы — присутствие на всех важных выставках, где есть редкая возможность сравнивать модели (содержать салон ведь мало кому «по карману»). Туда приглашаются все интересующиеся и повторные клиенты, подбирающие новые лодки. Хельсинки — особое для россиян бот-шоу: туда из Санкт-Петербурга — всего 4 часа поездом.
Посмотреть на новинки от Targa& Aquador был приглашён и я. И попутно, конечно же, воспользовался случаем получить информацию из «первых рук» — от руководства финских верфей. Передо мной Роберт КАРПЕЛАН, сын владельца и менеджер по маркетингу OY Botnia Marin AB:
– «Премьера» нынешнего сезона — Targa 32 CFC (Comfort Fore Cabin). Мы много лет предлагаем в таком исполнении наши «старшие» модели. Теперь и 32-я, с удлинённой полурубкой и носовой каютой повышенного объёма, стала доступна.
А вот хард–топ над кормовым кокпитом — относительно «свежая» опция для Targa. Причём предлагаем хардтоп короткий и длинный, накрывающий весь кокпит до транца. На последнем помещается бортовая динги, в опциях есть и электрокран для её спуска/подъёма. Targa 44 с длинным хард–топом явно полюбились российским заказчикам.
– Мне кажется, идея «жёсткого бимини» была беспроигрышной однозначно, почему вы не делали их раньше?
– Клиенты не спрашивали. Мы вообще изменяем модели очень осторожно.
– Но не опасно ли отставать от конкурентов с новшествами? Не теряете ли вы на этом клиентов?
– Targa — узконишевые суда.Наш дизайн вне времени и моды. Принимать скоропалительные решения, рискуя потерять устойчивую и очень лестную репутацию, — мы не можем такого себе позволить.
– Перечислите составляющие этой репутации, пожалуйста.
– Прагматичность и эргономика планировок, качество на уровне деталей, максимум дерева ручной работы внутри, максимально возможная кастомизация. И, пожалуй, главное: мореходные качества, способность идти быстро и комфортно на большом волнении. Мы разработали архитектуру, близкую к идеальной, отсюда похожесть нашего модельного ряда.
– Кстати, о последнем: в чём Вы сами видите разницу между одинаковыми по расположению и очень похожими по длине Targa 35 и 37?
– Вы правы, корпус одной ширины, разница лишь 60 см. Но они очень важны для многих: чем длиннее судно, тем лучше работает на волне. И просторнее, конечно. А 35-я чуть легче управляется, да и дешевле. Обе востребованы, значит нужны.
– Напротив, после Targa 37 идёт Targa 44 — не великоват ли «разрыв»?
– Во-первых, хочу отметить, что индекс в названии — условность: по размерениям корпуса и рубки Targa 37 эквивалентна 40-футовикам многих других брэндов (например, в этой «длине» не учтены платформы и выступающие релинги с якорями…). А что до «разрыва», то мы оцениваем не длину, как таковую, а разницу в обитаемости, ходкости и мореходности. В этом смысле «шаг» от 37 до 44 кажется нам вполне логичным.
– А нет ли планов дополнить модельную линейку, например, 50-футовиком?
– Пока нет «критической массы» запросов от клиентуры и учитывая не слишком активный рынок, мы не будем рисковать. Конечно, если увидим предпосылки к популярности такой модели — построим.
Следующий мой собеседник — Юха ВАЙРИНЕН, продукт-менеджер Bella Boats, «правая рука» генерального директора:
– Самая «свежая» наша модель — Aquador 35 ST. Концепция «софт-топ» — принципиально новая для нас, её необходимость подсказали сами клиенты. На протяжении последних лет их мировоззрение менялось: если раньше к личному плавсредству было в основном утилитарное отношение, то теперь лодка — скорее стиль жизни. А потому востребуются всё большие размеры. На «выросших» лодках поставить тент — процедура не столь быстрая и лёгкая, как на малых. Вот мы и придумали «софт-топ», который позволяет открыть кокпит дневному свету или закрыть от дождя буквально за секунды.
– Думается, эта модель предназначена в первую очередь для южных рынков?
– Безусловно. Впрочем, скандинавы ценят каждый лучик солнца, поэтому они также хорошо приняли Aquador 35 ST.
– Но здесь погода столь изменчива… Что, если задул холодный ветер?
– Предусмотрены боковые и кормовая тентовки: стоит их пристегнуть — получается закрытая кабина. Конечно, прогреть её в наших широтах проблематично, а вот для центра и юга России, где весна и осень мягче, это очень удачная компоновка.
– Испытав прошлогоднюю новинку — Aquador 22 С — я, помнится, отметил очень умное использование объёма. Но это моё мнение, а как клиенты приняли это судно?
– Действительно, катер внутри кажется больше, чем снаружи. Aquador 22 С очень хорошо продаётся, в частности, семьям с 1-2 детьми.
– В последние годы вы активно начали наращивать линейку в сторону укрупнения: 33 HT, затем 35 С, теперь 35 ST. Продолжение следует?
– Да, у нас есть планы сделать флагманский Aquador ещё больше. Но подробности пока в секрете. На сегодняшний день все наши модели стабильно продаются и в первую очередь мы работаем над их улучшением.
– Aquador 32 С и 35 С — практически «близнецы-братья». В чём был смысл создания действительно очень похожих лодок?
– Компоновка Aquador 32 С очень удачна, производственная линия этой модели загружена предельно (кстати, россияне больше других заказывают). При этом мы получали очень много запросов на такое же судно, но с колонками вместо валовых приводов. В итоге решили вместо модификации 32-й модели создать принципиально новую 35-ю, а для неё — новую сборочную линию. Судя по хорошему спросу — угадали.
На мой вопрос о разнице между европейским и славянским (Россия–Украина) покупателями Роберт и Юха ответили в унисон:
– Ваши клиенты придирчивее к качеству, чем европейцы. Обычно берут богатую комплектацию, лучшие материалы и оборудование. А ещё очень требовательны к комфорту: почти всегда комплектуются кондиционером, очень часто генератором. И ещё: если скандинавы заказывают экономичные двигатели, то россияне и украинцы — максимально возможные и чаще всего самые технологически продвинутые (например, IPS).
…
Напоследок Роберт и Юха столь же дружно оценили перспективы рынков СНГ:
– Мы знаем, что продажи качественных брэндов продвигать сложно, потому растут они медленно. Тем более, в кризисные годы. Но поток подготовленной клиентуры от вас как минимум не уменьшается, а HT-Marine продолжает активную популяризацию наших качественных судов. Мы уже убедились, что ваши люди умеют ценить добротность, потому ожидаем в ближайшие годы плодотворной работы…
Записал Богдан ПАРФЕНЮК.