Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Skyhook, или «Яхта, замри!»

#Meridian

…И яхта действительно замерла, чуть отойдя от причала бот-шоу IBYS. Якорь привычно гнездился на носовом роульсе, швартовы покоились в шкиперских рундуках, за рулём — никого… Но красный буёк у правой скулы не давал усомниться: несмотря на сильное (весна!) течение и заметные порывы ветра, Meridian 441 стоял как вкопанный, периодически корректируя собственное положение «толчками» винтов. Мистика? Нет, это действовал Skyhook.

Но сначала о Zeus, в комплекте с которым работает чудо-опция. «Зевс» — результат 15-летних исследований и доработок дочерней компании Mercury Marine — CMD (Cummins MerCruiser Diesel). По большому счёту — аналог неоднократно расписанной в «Фарватере» IPS от Volvo Penta: в днище вмонтированы поворотные колонки, независимо управляемые процессором. «Коммандером» служит джойстик под рукой у рулевого: солидная яхта послушно выполняет движения и обороты, повинуясь лёгким нажимам/поворотам маленького рычажка. Управление интуитивно очень простое и напоминает игру на компьютере. Плюс полезные «бонусы» от расположения гребных винтов и самого двигателя в более благоприятных (чистая физика) местах: выше скорость (до 15%), меньше расход топлива (до 30%), лучше управляемость.
Но Zeus отнюдь не копия со шведского привода, у американской версии есть ряд особенностей. Одна из самых значимых – винты у "Зевса" стоят за колонкой, а не перед ней. Если шведы предпочли чуть большую эффективность тяговых пропеллеров, работающих в невозмущённом потоке, то американцы выбрали традиционную толкающую схему, менее уязвимую при попадании под винты брёвен и другого мусора. Более того: если приводы IPS ставятся на плоские участки днища, то для колонок Zeus ближе к корме формуются тоннели – винтовые группы сильнее прижаты к корпусу (осадка меньше) и лучше защищены – киль отводит от них топляки. В соответствии со столь грозным именем ("бог-громовержец") CMD-колонки сделаны очень мощными, из бронзы или нержавеющей стали (никаких "лёгких сплавов"!), гребные валы толще, шестерни – больше "калибром". А шпора, защищающая пару гребных винтов, при ударе о твёрдое препятствие отламывается, предотвращая повреждение редуктора. И такой нюанс: чтобы сменить масло в приводе, судно не нужно поднимать из воды, всё делается из машинного отделения на плаву.
Словом, американцы таки умеют считать деньги клиента, которые тот потратит, в частности, на обслуживание и ремонт. Я уже не раз слышал мнение профессионалов, что если IPS хорош в открытом море (чуть выше эффективность), то для прибрежного плавания и тем более для реки однозначно предпочтительнее Zeus. Учитывая вышесказанное – логично.
"Зевсы" поворачиваются не электроприводами, а гидравликой – отклик у такой схемы более быстрый и с остальными судовыми системами проще сочетать. В колонках установлены дублирующие гидропомпы, позволяющие управлять судном при отказе основной системы. А для троллинга (привет рыбакам!) предусмотрен прецизионный контроль скорости на малых оборотах двигателей.
Но и это ещё не всё. Американские приводы дополнены транцевыми плитами, направляющими поток воды по вертикали (у шведов "тримма" не предусмотрено). Это даёт возможность уменьшить дифферент при выходе на глиссирование (меньше "задирается" нос – уже "мёртвая" зона видимости у рулевого, быстрее набор скорости), причём, даже не вручную – просто включив автомат. Ибо ещё одно отличие от шведского изделия – "стандартное" насыщение электроникой: в комплект приводов Zeus уже включен джойстик, электронная система контроля двигателя SmartCraft, автопилот (с функциями "go to" и движения по заданному маршруту!) и Skyhook. Именно его я и вознамерился опробовать на бот-шоу IBYS.
Швартовы отданы, Meridian 441 отходит от причала, повинуясь джойстику. Любопытное сравнение: рычажок Zeus толще и "ухватистее", чем у IPS, а при манипулировании "американцем" прилагаешь чуть больше усилий. Вижу в этом "плюс": новички от волнения обычно сильно сжимают и резко дёргают джойстик, управление пальчиками (не забуду рекомендацию американского шкипера-профессионала: "нежно, как с женщиной") им даётся не сразу. Понравилось также отсутствие кнопок переключения "скорости реакции" – в критической ситуации на них тратятся драгоценные секунды. А джойстик Zeus достаточно просто отклонить сильнее – и обороты возрастут.
Хорошо бы проверить мощность американских приводов на разворотах и боковом ходу (к примеру, IPS не "выгребает" при ветре силой 6 и больше баллов в скулу), но погода не благоприятствует – дует недостаточно сильно. Впрочем, вряд ли в этом аспекте какая-либо из систем имеет преимущество – расстояние между приводами и от транца примерно одинаковы, стало быть, и моменты сил примерно равны. Просто физика.
Подвожу яхту бортом к красному том-бую над "мёртвым" якорем и нажимаю кнопку "Skyhook". Вот так просто активируется система, которая "фиксирует" положение яхты на поверхности Земли. Координаты ей поставляет GPS, а положение относительно сторон горизонта – электронный компас. Понятно, что система действует "пост-фактум" – сначала засекает изменение координат, а потом выдаёт команды на приводы, чтобы вернуться в исходное место. При порывистом ветре или на течении миграции судна вперёд-назад-вправо-влево неизбежны – не зря инструкция категорически запрещает использовать Skyhook рядом с купающимися, или в узости меньше 30 м. Но реальная точность в нашем случае гораздо выше: буёк двигался относительно яхты в пределах 4 м, не больше.
Капитану нужно помнить, что "прецизионность" GPS резко падает, если над судном возвышаются помехи или "переизлучатели" (мост, опора ЛЭП, портовой кран, высокое здание, стенки шлюза и т.п.) – не стоит в таких местах использовать Skyhook. А ещё убедитесь, что рядом с датчиком электронного компаса нет металла – датчик прибора нередко крепят, например, в одёжном шкафу, и если повесить туда же проволочные плечики… Словом, имейте в виду.
А практичная полезность системы несомненна. Она позволяет рыбаку "стоять на снастях" на любой глубине (якорь ведь не везде отдашь), с ней неутомительны очередь у заправочной станции или ожидание развода моста. Всё это – без постоянной работы на руле и дросселе: экипаж нашего "подопытного" Meridian 441 поведал, как, включив систему, ждал приглашения на шлюзовку, попивая кофе и обмениваясь анекдотами. Словом, не зря Skyhook получил "Best of the Year Award" на Miami International Boat Show в 2009-м.

Яхту Meridian 441 для тест-драйва предоставил официальный дистрибьютор — компания «Лодки и катера Америки».