Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Sealegs 7.1 m RIB

#Sealegs

Если бы на бот-шоу IBYS вручали «Приз зрительских симпатий», то в нынешнем году его наверняка получило бы именно это судно. Ещё бы! Очевидцы просто замирали, когда лодка, «спрыгнув» с глиссирования, уверенно подходила к бетонному слипу и, не снижая хода,.. самостоятельно выкатывалась на берег! В моей немалой практике тест-пилота это первый случай, когда испытание плавсредства начинается (и заканчивается!) на суше.

Но о колёсах — позже, сначала о самой лодке. Это RIB вполне привычных пропорций (7,13 х 2,61 м) и конфигурации. На миделе (середине длины) — неширокая вертикальная рулевая консоль с тонированным ветровым стеклом и двойное сидение рулевого. Ещё пара двойных пассажирских сидений (отдельной стойкой и на транце) — в корму от рулевого и пара мягких «кресел» (со спинками) — в нос. Спартанский «набор» для восьмерых, предусмотренных штатной грузоподъёмностью (700 кг), лодка — откровенная «рабочая лошадка» для «боевых» выездов рыбаков, охотников, дайверов. В консоли установлен бензобак на 80 л, ещё один (опциональный, на 100 л) — под пассажирским сидением. Для поклажи — несколько рундуков под пайолами. Из элементов комфорта — замечательно компактный забортный трапик и тентовый бимини-топ. На первый взгляд — всё.
Но присмотримся внимательнее. Аккуратный белый корпус лодки оказался легкосплавным — толщина днища 5 мм! Т.е. на ходу можно забыть о плавающих бутылках и даже топляках, а в берег можно смело «втыкаться», даже если он каменистый. И в кокпите можно топтаться даже в сапогах — на алюминиевые пайолы наклеены резиновые коврики. Любая грязь легко смывается из ведра и уходит за борт — кокпит самоотливной. А если что и попало в «междудонку», будет автоматически откачано электронасосом. Баллон выклеен из Hypalon 828, удивительно стойкого на истирание, и состоит из 6 камер.
Словом, лодка явно «неубиваемая» и рассчитана на максимально жёсткую эксплуатацию.
Но действительно уникальным это судно делает система убирающихся шасси — пара колёс в корме и одно в носу. Подвески оперируются мощными гидроцилиндрами, адаптированными к морской воде. Колёса — вездеходные (76 х 36 см), с глубоким протектором и литыми нержавеющими дисками. Все колёса ведущие, на гидромоторах. Рулевое — переднее.
Вся бортовая гидросистема питается от упрятанного под сидение рулевого двухцилиндрового 4-тактного двигателя воздушного охлаждения Honda (24 л.с.) с электрозапуском (включается-выключается нажатием кнопки). Рулевое управление синхронное — штурвалом поворачивается и подвесной двигатель, и переднее колесо, гидроусилитель позволяет управлять буквально пальчиками. «Шасси» поднимается-опускается щелчком пары выключателей, а рукоятка «газ–реверс» для колёс располагается рядом с рукояткой подвесного мотора. Словом, управление сложной системой движителей максимально упрощено и интуитивно понятно даже с первого раза (по крайней мере я все процедуры легко запомнил). На берегу судно развивает 10 км/ч и может двигаться до получаса (следующие полчаса гидродвигателю нужно охлаждаться).
Но мы выходим на более естественную для лодки среду обитания — на Днепр. Как оказалось, поднятые колёса вообще не касаются воды и судно ведёт себя как привычный RIB. Evinrude 150 обеспечивает ему неплохую динамику, при разгоне «вжимая» пассажиров в спинки. На полном ходу баллоны практически не касаются воды (стало быть, не тормозят), на виражах гарантируют от опрокидывания. Нерезкие манёвры лодка выполняет с умеренным креном, пассажирам вполне комфортно. Зато при попытке «полицейского разворота» (скинуть газ — выкрутить руль — газануть) сидящие за нами (тестировали вчетвером) еле удержались в лодке, которая уверенно крутанулась с динамикой багги. Именно для таких случаев — мощные нержавеющие поручни перед пассажирскими сидениями.
Ощутимой волны на речной акватории не было, потому мореходность всерьёз проверить не удалось. Но на отдельных волнах (продольных и поперечных) лодка показала хорошую динамическую остойчивость и «правильные» обводы (килеватость на транце — 21 градус) — опасного крена и жёстких ударов не зафиксировано. Управление прогнозируемое, отличная отзывчивость на поворот штурвала, хороший контроль курса в различных ситуациях — я всем доволен. Вроде бы узкого ветрового стекла вполне хватало для защиты от ветра обоим сидящим за консолью. Единственное замечание: у основания консоли не помешала бы подножка — ногам было бы комфортнее.
На подходе к марине водитель двумя щелчками завёл гидромотор и опустил шасси, в момент касания бетона дал газ «колёсной» рукояткой — судно уверенно выехало на берег вместе с седоками. Заглушен и поднят Evinrude, мы выруливаем на место стоянки и опускаемся «брюхом» на траву — можно выходить. Удивительные ощущения, надо отметить.

Создают эти солидные, прочные и продуманные суда в Новой Зеландии. Sealegs International — мировой лидер по производству амфибийных лодок. В чём же их миссия?
Во-первых, в простоте хранения: после рыбалки/охоты на такой лодке просто въезжают во двор загородного дома, который не обязательно стоит у воды (помним: у нас 30-минутный запас «берегового» хода). Делается сие удивительно быстро, без всякого трейлера и утомительной процедуры загрузки/выгрузки. Причём, делается в одиночку, без помощи людей и машин. Соответственно, не нужно искать парковочные места для прицепа на время рыбалки…
Во-вторых, посадка и высадка из такой лодки абсолютно безопасны — всё происходит на берегу, без качки и кренов. Даже дети и очень пожилые гарантированы от травм и «конфузов» — лодка въезжает в воду уже полностью гружёная и с пассажирами.
В-третьих, на месте пикника можно просто выехать на пляж и не беспокоиться о перепадах воды (кто из нас не сталкивал тяжеленную лодку после отлива?) или волнах от больших судов, бьющих судно о дно реки.
В конце концов, кому не хочется обладать судном УНИКАЛЬНЫМ, какого нет ни у кого из коллег по рыбалке и охоте?! Ибо до Украины они только-только добрались…

«Фарватер» информирует: официальный и эксклюзивный дилер Sealegs International в странах СНГ — ХК «Логопром».