Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Helsinki Boat-Afloat Show 2011

#------

В "заповеднике хороших лодок" – а именно такова в моём представлении Финляндия – проводится два крупных бот-шоу (оба – столичные): февральское – в павильонах и августовское, "плавучее", – в уютной марине. Именно с последнего я и веду свой репортаж.

Уже не раз писал: в Финляндии на лодках не только отдыхают (как в большинстве стран мира), но и ездят на работу (а то и работают), на дачу, в гости… Каждый второй финн на чём-то плавает, а каждый седьмой – владелец лодки/яхты/катера. А поскольку плавать приходится среди замечательной природы, но нередко в прескверную погоду (даже летом может вдруг резко похолодать, задуть и задождить), местные жители просто обязаны были строить лодки мореходные, крепкие, исключительно практичные и желательно всепогодные. Прибавим традиционный северный сплав скрупулёзности с трудолюбием – и стоит ли удивляться, почему финны исторически в числе лучших в мире судостроителей?!
Финны, можно сказать, специализируются на плавсредствах. Почти все их судоверфи небольшие, но в общей выручке произведённого страной за год более 40% – лодки, яхты и катера. Их плавсредства недешёвые, но заказчики не переводятся: около 80% созданных судов (от совсем малых до 200-футовых) уходит на экспорт, более чем в 40 стран. К примеру, за период с января по конец июля 2011 зарубежным клиентам доставлено 4706 плавсредств общей ценой на 77,7 миллионов евро.
Ещё одна цифра: в стране с населением всего 5,2 млн. человек (Киев с окрестностями) за тот же период (01.01-31.07.2011) было продано порядка 4900 яхт/лодок/катеров! Украинские продавцы могут только позавидовать…
Словом, в "Стране тысячи озёр" малый флот – на особом положении. Отсюда и интерес к центральным бот-шоу – как самих жителей Суоми, так и почитателей их водной продукции (в первую очередь, конечно, из Швеции и Норвегии, вместе потребляющих 75% финского экспорта).
Helsinki Boat-Afloat Show – 34-е по порядку. Последние 14 лет оно проводится в "Хельсингфорс яхт-клубе" (HSK), на острове Лауттасаари (западный микрорайон столицы). Бессменный организатор – конечно же, Finnboat, очень эффективно работающая Федерация маринистической индустрии Суоми (всего три человека!).
Флот выставки ошвартован вдоль двух длинных бетонных пирсов марины (для удобства посетителей их "мористые" концы соединены переходным мостиком) и трёх относительно коротких понтонных линий. Сюрприз: несмотря на определение бот-шоу как "плавучее" (Afloat), судам не позволено (именно так!) отдавать швартовы: чтобы испытать несколько лодок Buster, нам пришлось получать специальное разрешение и проводить тест-драйвы до начала выставочного дня. Своя логика в этом есть: суда всегда доступны к осмотру посетителями, да и безопаснее так (представьте, что сразу больше десятка даже небольших лодок попытается одновременно выйти из узкого прохода…).
Но тест-драйвы проводились и на бот-шоу: с отдельного понтона непрерывно стартовали мотолодки. Организовал весь процесс журнал №1 на водном рынке Суоми – Kippari. При входе на понтон – редакционная палатка, где желающие записывались в журнале выхода и получали спасжилеты напрокат. Лодки отобрали по принципу "не более одного представителя брэнда". Видимо, это отлично действует в качестве рекламы, раз компании с радостью идут на расходы (водитель весь день работает + бензин…), а их руководители сокрушаются (сам слышал!), что можно выставить лишь одну лодку.
Ещё одна бесплатная опция: вязка узлов. На простеньком деревянном стенде разложены концы – тренируйтесь на здоровье! Два "боцмана" без устали показывали взрослым и детям, как закрепить швартов за пал или за утку, связать стопорный узел или "беседку"…
Очень понравилось соблюдение на выставке техники безопасности. При входе на пирсы организаторы бесплатно снабжали детей жилетами (взрослые размеры тоже имелись, кстати). Родители могли спокойно осматривать суда, не беспокоясь за крутящихся поблизости непосед. В других ключевых точках бот-шоу, например, на переходном мостике, всегда стояли волонтёры от организаторов, следили за порядком. И не зря: в субботу утром, когда задул сильный ветер, мостик пришлось перешвартовывать…
Экспозиции здесь не только на воде – хватает и береговых палаток (снабжение, моторы и пр.), есть и лодки на берегу. Но вот разница: если у ошвартованных плавсредств – нескончаемый поток любопытствующих, то береговые экспозиции выглядят одиноко. Оно и понятно: в родной среде лодки гораздо привлекательнее.
Выбирать приходят всей семьёй. Финны говорят: «Если хотите купить лодку, сначала продайте её своей жене». Правильно: если супруга против – зачем покупать источник конфликта?! Вот и приходят вместе, осматривают, обговаривают – всё не торопясь, как у северян принято. И что интересно: если на наших выставках (да и в Европе, по большому счёту) жён/подруг приводят просто поглазеть, то здешние дамы на каждой лодке по-хозяйски осматриваются, заглядывают в рундуки, опробуют рукоятки и штурвал – словом, проявляют весьма деловой подход.
Флот собран немалый: 295 плавсредств – это новый рекорд бот-шоу (вот нет у них столь явного кризиса, как даже в Европе!). Из них 49 парусников, остальные – моторные суда. Были яхты, катера и лодки из Франции, Германии, Италии, США, Польши, Швеции… Но доминировали, конечно же, финны. А всего выставились 159 компаний (90 – оборудование и снабжение). За 4 дня работы на всё это великолепие пришло посмотреть 14340 посетителей.
Давайте пройдёмся и мы по новинкам и невиданным у нас лодкам.
Delta 40 SW. Длинный, стремительный кабинный круизер с визуально низкой рубкой и обратным (траулерным) наклоном ветрового стекла. Удивило: нет привычного "охвата" релингом носовой палубы – матрос держится за солидные поручни на рубке. Х-м. По одному борту проход на уровне носовой палубы, по противоположному – широкий и глубокий, на уровне кокпита, – ведёт к боковому входу в кабину (рядом с дверью, понятно, пост рулевого). Внутреннее расположение напомнило мне норвежский Viknes: асимметричный салон с камбузом, в кормовой части которого вход в мидель-каюту. В носу – ещё пара двойных кают и санузел. Понравилось решение в просторном кокпите: три мощных отдельных элемента ограждения (с кормы, на ходу) на стоянке вынимаются из нержавеющих "стаканов", переставляются к столу (с парой мягких диванов) и раскладываются в стульчики – получился открытый в корму кокпит и кают-компания на семерых. Единственное настораживает: раз эти стулья можно вынуть, то можно и за борт нечаянно уронить… Отделка – несомненно, люксовая.
Paragon 31, "Motor Boat of the Year-2010" (награждён в Лондоне) – ещё один высококачественный круизер. Острый нос, траулерная рубка с радиусным ветровым стеклом, визуально выделяющим судно "из толпы". Удачное решение – толстая широкая резиновая полоса по периметру борта (работает сплошным кранцем). Вход в кабину – через боковые двери. А вот внутренняя компоновка оставила вопросы: задняя часть кабины (кают-компания) и кормовая каюта (двойная кровать + одинарная) – точно как в Targa 27, а носовая каюта – как в американских круизерах (V-диван, небольшой камбуз, санузел). Если сравнивать с "одноклассником" Targa 32, то Paragon гораздо ниже, теснее, с камбузом в неудачном месте (пожарьте-ка там рыбу – неделю запах в каюте будет стоять!) и при этом дороже на 17000 евро! Честно говоря, не понял…
Как резко сменила имидж Grandezza! Новые модели (DC) по стилю напоминают уменьшенные Marquis SC: те же радиусные очертания иллюминаторов и рубки с рублеными углами. «Люди любят новизну! С начала года мы уже много катеров продали…»
От "люкс-отдыха" переходим к разделу "семейник/рыболов". Финны ценят алюминий – долгоживущий материал, стойкий к ударам о камни и истиранию о бетон. Из него корпус делают целиком (как у хорошо знакомых украинцам Buster или совсем неизвестных открытых разъездных стильных Tenderline) или сочетают с пластиком (прижившиеся на Днепре Silver, презентованные в "Фарватере" №4/2010 Drive Boats). Ещё пример из последних: XO 240 RS. Крашеный АМГ-корпус и пластиковые кокпиты (двухконсольник). Но насколько же солидно кормовой кокпит отделён от носового! С закрытой толстой дверью получается мощная сплошная, непроницаемая ни для ветра, ни для брызг переборка. Плюс высокое ветровое стекло с "затянутыми" в корму боковинами и тентом-козырьком – словом, в кормовом кокпите уют и красота на любом ходу. Только сидений там маловато: пара кресел и узкий (на двоих максимум) диван в корме. По бокам от дивана – широкие проходы: на стоянке здесь ходить удобно, а вот на ходу они перекрываются всего лишь "дырявыми" калитками – ощущение уюта неполное. И ещё: дверь в "переборке" откидывается почему-то в сторону рулевой консоли…
XO 270 RS: тот же мощный корпус и толстая сплошная переборка между кокпитами, но – плюс кабина над задним. В консолях – санузел (как в американских fast-deck) и одноместная лежанка. В корме кабины стол с диванами конвертируется в двуспальную кровать. Слани обеих лодок покрываются либо прагматичным чёрным резиновым покрытием (хоть в сапогах ходи!), либо заменителем тика (изящней, конечно).
Очень профессиональная лодка – HTECH A25. Практически RIB: АМГ-корпус, по периметру которого высокий баллон. Но он надувается лишь частично – солидный оставшийся объём задут пеной с закрытыми порами (так надёжнее). Баллоны завышены в корме специально: чтобы мотор находился над водой, если лодка перевернётся (!). Компания (её "конёк" – именно специальные суда под заказ) оснащает свои лодки только водомётами – безопасность для плавающих, защищённость привода, малая осадка. Большие рундуки, удобная консоль со множеством опций, низкий вход на палубу с кормы, есть даже "прикуриватель" – чтобы запустить чужой двигатель с "севшими" аккумуляторами. Все элементы на палубе – модульные, поэтому очень легко переоборудовать лодку под нужную "профессию": пожарный, спасатель, поисковое или патрульное судно, техпомощь…
Большой семейный круизер, создатели которого как будто решили возразить моим "финским воспеваниям": оказывается, здесь умеют строить и посредственные суда! Грубовато сваренный стальной корпус не слишком умело защищён – кое-где видна ржавчина. Палуба (крашеные листы металла) неровная, после дождя там и сям стоят лужицы. Внутри царит фанера, уложенная хоть и аккуратно, но вид дешёвенький, непривычный на "северянине". А вот компоновка небезынтересная. Судно многоуровневое, с двумя постами управления: на мостике и в кабине, как на голландских круизерах. Но в отличие от последних из кабины есть выходы на оба борта, а кормовое помещение не спальное – здесь кухня-столовая и санузел. Все спальные места (2 смежных + 2 раздельных) обустроены в носовой каюте. Совсем не идеально для похода с друзьями (приватности – никакой!), зато очень подходит для путешествий семьи с малыми детьми. Это Seiskari 36 ST. Верфь создаёт ну очень разные суда: пластиковые рабочие открытые лодки, алюминиевые траулеры, пластиковые кабинные семейные мотолодки и даже парусные швертботы! Удивительная широта производственных интересов.
Не смог обойти польскую Delphia (об этой верфи – в "Фарватере" №2/2005), выставившей свои моторную и парусные новинки. Первая – Escape 1050, неторопливый круизер для путешествий всей семьёй. В корме – открытая с кормы кабина с постом управления и остеклением большой площади (обзор – ого-го!). Под палубой – кают-компания с большим столом и камбузом, санузел и пара двуспальных кают (в носу с раздельными кроватями, в корме – с одной широкой). Катер ёмкий и вполне достойный днепровских просторов, предложил бы кто в Украине…
Переходим к парусникам Delphia (польская верфь привезла две модели). И если 37.3 – привычной архитектуры (отмечу опцию с подъёмным килем – для мелководных акваторий), то 46 СС – проект небанальный. Во-первых, "СС" означает "центральный кокпит" – верфь открыла новое для себя направление. Во-вторых, внутренняя планировка – многоуровневая: высоко "посаженные" кают-компания (сидящие смотрят в окна, как на "дэк-салуне") и место штурмана (просто подарок навигатору, который может работать с картой, сверяясь с видом в окнах!). И наоборот: опущенный вниз длинный камбуз с барной стойкой, рядом с которым – вход в кормовую каюту владельца (большая двойная кровать на центральном подиуме, свой санузел…). В нос от кают-компании – каюта капитана (справа) и санузел (слева), ещё дальше – гостевая каюта с асимметричной двойной кроватью (у правого борта), креслом и санузлом в самом носу. На стоянке всё это наверняка удобно, а вот где спать на длинном галсе под креном – непонятно… Словом, смелый эксперимент, как мне кажется.
X-yacht – скорость и комфорт "в одном флаконе". Ванты – стальные прутья, рубки плоские (так работать удобнее), на палубе – всё для тонкой настройки. Применена система уборки/рифления в гик (толстенный, конечно). Между лик-пазом мачты и передней шкаториной грота вставлена матерчатая полоса переменной ширины ("под профиль") и рельсом для кареток грота. Интересно, не будет ли эта полоса болтаться и грохотать в штормовой ветер?.. Понравились входные трапики с носа – в отличие от средиземноморцев, скандинавы швартуют лодки форштевнем к понтону. И стол-книжка в кают-компании: в сложенном виде оставляет свободным проход, а в разложенном позволяет отобедать всему экипажу.
Moody 41 Classic. Брэнд со 150-летней историей и давними традициями… Был. После банкротства производство возобновилось только через несколько лет, уже под флагами Hanse. А немцы к делу подошли прагматично: снаружи яхта сохранила узнаваемые формы Билла Диксона, но элементы мебели унифицированы сразу для обоих брэндов – так дешевле. Менеджеры даже не скрывают: «Да, внутри это та же Hanse!». Словом, английские стиль и дух ушли в историю.
Но конкретная модель очень понравилась объёмами в корме и исключительным уютом рулевого: пожалуй, ещё не видел так глубоко посаженного рулевого сидения за столь солидным комингсом. И озадачила штурманским столиком, выполненным в стиле кофейного – между двумя креслами…
А по соседству – действительно "живая традиция": Hallberg-Rassy. Вот где подлинная классическая люксовость, созданная умелыми руками краснодерёвщиков! И проработанность каждой детали, вплоть до мелочей – проекты этих лодок "шлифуются" годами эксплуатации и доводятся практически до идеала. «На таком уровне качества мы остались в одиночестве – на днях обанкротилась Najad», – говорит представитель верфи. Обратная сторона "медали" – консервативный дизайн, "застывший", подобно мухе в янтаре, в прошлом веке. На вкус и цвет, как говорится…
Но знающие яхтсмены-путешественники мечтают именно о таких лодках. Вот пример: HR 372 ("European Yacht of the Year-2010"). Классическая двухкаютная компоновка, с симметричным салоном. Глубокий штурманский стол с удобным сидением, даже для карандашей есть специальные держатели (чтобы не рассыпались на кренах). В салоне и каждой каюте – книжные полки. На этой лодке именно живут, а не наведываются изредка. И атмосфера для жизни самая благоприятная: на абсолютно новой лодке совершенно не ощущается характерный запах (точнее, вонь) смеси пластика с лаками! Очень редкое качество, уж поверьте – обычно при закрытых люках мухи дохнут!..
В кокпите выделяются комингсы – мощные, широкие. Именно на них (а не на рубку) выведены все фалы и оттяжки, для ходовых концов тут же устроены глубокие "ловушки" – концы не валяются на входе в рубку, создавая опасность, и при одиночном оперировании так удобнее (не "прыгаешь" от штурвала). Единственное неоднозначное решение – погон каретки грота, рассекающий кокпит. В сильный ветер это неоспоримое преимущество, но в южных широтах гика-шкот не даст поставить бимини.
Над входом – ветровое стекло ("фирменный знак" HR), надёжно отсекающее дождь и брызги (в бурную погоду под мягкий козырёк всегда забивает воду). Сюда же выведен пульт автопилота: подкорректировать курс можно, не выходя в кокпит. По периметру яхты отформован высокий (5 см) сплошной толстый фальшборт. А для стока воды вместо прорезей в фальшбортах (от которых по борту всегда потёки) здесь в палубу врезаны медные трубы, ведущие вниз.
Кстати, именно на Hallberg-Rassy я обратил внимание на недорогие, но стильные покрывала (явно ширпотреб из супермаркета), наброшенные на все диваны. И нет нужды в вульгарных табличках «Не садиться!» – как же не проверить удобство матраса, осматривая лодку? А так и вид благородный, и диваны не пачкаются.
О финских парусниках я писал не раз, повторяться не буду, поскольку новых моделей не обнаружил. Но очень рекомендую всем, кто "мэйнстриму" предпочитает действительно качественные яхты, посетить это (или февральское) бот-шоу – достойный выбор будет обязательно!