Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Boot-Dusseldorf 2008 – Elling 3 и Elling 4: моторные яхты без комплексов

#------

О моторных яхтах Elling писали, пишут и напишут ещё много. Как о яхтах, несколько изменивших стереотип восприятия водоизмещающего судна, или, если угодно, глиссирующего судна в диапазоне 45-50 футов. Яхты Elling спроектировала группа голландских инженеров, которой руководил известный конструктор мегаяхт Frank Muller, автор таких проектов, как Millenium 75, 118, 140, самой скоростной в своё время мегаяхты Blue Velvet и пр. Интерьерами занимался дизайнер Ken Freivokh, известный своими работами для компании "FAIRLINE" над модельным рядом Squadron. Последние 10 лет совершенствованием и доводкой занимался директор (и совладелец) "NEPTUNE MARINE GROUP" Anton van den Bos – прекрасный инженер, организатор и судоводитель. Elling – его любимое детище и он постоянно наращивает производство этих судов, даже за счёт уменьшения выпуска других.

Без всякого преувеличения можно сказать, что Elling никого не копирует. Создателям этих яхт удалось частично «разрулить» существующие в судостроении объективные противоречия между скоростью и запасом хода, между мореходностью и весом, обитаемостью и сопутствующей ей сниженной остойчивостью и высокой парусностью развитых надстроек, между гидродинамикой глиссера и обводами по-настоящему мореходного водоизмещающего судна.
Симбиоз скорости (до 18 уз. при мощности 450 л.с.), запаса хода (до 1500 миль в водоизмещающем режиме со стандартным топливным баком) и неограниченного района плавания (класс мореходности «А», Ocean: высота волны более 4,0 м, сила ветра более 8 баллов) свидетельствует о прогрессивных технических решениях, принятых при создании «Эллингов».
Что позволило получить такие характеристики?

  1. Многочисленные модельные испытания позволили хорошо отработать корпус «переходного типа», обеспечивающий высокую мореходность и минимальное сопротивление в полуглиссирующем режиме (отсюда максимальная скорость и запас хода в водоизмещающем плавании).
  2. Армированный твароном, упрочнённый кевларом корпус наряду с общетребуемой обеспечивает и высокую местную прочность (ударную, в частности), хорошо поглощает вибрацию и звук. При этом его масса, по сравнению со сталью, меньше на 40%.
  3. Исключительно удачная компоновка: двигател (двигатели) практически не «крадут» объёмов (главный двигатель расположен между камбузом и каютой по правому борту), что позволяет даже в 45-футовой версии разместить 3 полноценные двухместные каюты, 2 салона, верхний и нижний, 2 туалетные комнаты с отдельными душевыми кабинами и при этом сохранить высоту судна над ватерлинией (bridge clearance) не более 3,45 м (можно пройти по внутренним водным путям Европы от Балтийского или Северного моря до Средиземного). Такой клиренс способствует повышению остойчивости судна и хорошей адаптации к ветровым динамическим нагрузкам.

К другим особенностям этих яхт следует отнести:

  • сдвижную крышу ходовой рубки, оборудованную электроприводом и пневмоуплотнением по периметру;
  • управляемую дистанционно заваливающуюся радарную арку с навигационным и прочим оборудованием;
  • возможность установки вспомогательных двигателей (один ходовой дизель мощностью 27 л.с. уверенно обеспечивает 5,5 уз при расходе 0,7 л на милю!);
  • защиту винторулевой группы мощным килем, который способствует повышению остойчивости и устойчивости на курсе: осадка при этом не выше 1,2 м, что позволяет смело подходить к необорудованному берегу;
  • 5-лопастной гребной винт, гибкий CVT-вал Aquadrive и 8-слойная шумоизоляция моторного отсека обеспечивают исключительно низкий уровень шума: 72 дБ на максимальной скорости, 61 дБ в водоизмещающем режиме;
  • высокую экономичность: при 7 узлах – 1 л/милю, при 16 уз. – ок. 3 л/милю;
  • большой выбор планировок, вариантов двигателей, генераторов, топливных баков, опций; индивидуальная работа с заказчиком в целях максимального удовлетворения его пожеланий, даже некоторых изменений конструкции серийного судна. Отмечу также интерьеры, выполненные в классическом корабельном стиле, – с обилием дерева, в частности, вишни. Обивка мягкой мебели (диваны, кресла) – кожа или ткань. В помещениях достаточная высота, есть полноценный камбуз и даже винные погреба.

Об испытаниях и впечатлениях от яхт Elling «Фарватер» (№6, 2007 г.) уже писал, как и многие зарубежные издания (см. www.elling34.ru, раздел «Пресса»). Первая заказанная в Россию лодка летом 2005 г. прошла за месяц от Голландии до Чёрного моря (около 4000 миль), миновав 50 шлюзов. По пути были задержки, связанные с таможенными формальностями, регистрацией и одной поломкой (по гарантии доставили и заменили муфту).
Вот что рассказывает г-н В.Бельке, капитан первого российского Elling 4:
«Чисто ходовое время составило около 20 суток. Серьёзное испытание было на переходе между портом Кальмар и о.Готланд (Швеция). Волны достигали высоты 5 м, винт, оголяясь, молотил воздух, нос зарывался в воду. Несколько часов такой «скачки» судно и экипаж выдержали с честью, благополучно добравшись до порта-убежища, где переждали шторм. Не порадовало нас и Азовское море, где волна была до 4 м, короткая и крутая, злая, не щадящая ни людей, ни судно. Большинство судов пережидало штормовую погоду в портах, а мы шли, поскольку заказчик жёстко определил час прихода в Новороссийск. Мы пришли буквально за день до назначенного срока. Много времени ушло на шлюзовки, зато сэкономили на заправках.»
Капитан в целом констатирует, что из известных ему моторных яхт такого размера вряд ли хотя бы одна в таких штормовых условиях и за такой срок проделала этот путь. Он горд своим судном и с удовольствием рассказывает о нём. От себя, как судового конструктора и дипломированного капитана-испытателя, хочу добавить, что такой сложный переход – серьёзное испытание для любого 50-футового судна и его экипажа. И в том, что он был осуществлён в столь сжатые сроки, большая заслуга капитана.
Вот такое приключение выпало на долю первой яхты Elling, поставленной в Россию. Было много скептиков среди профессиональных моряков, которые считали, что на новом судне обязательно будут поломки, что его нужно обкатать у завода хотя бы недели две, что даже из-за погоды будут простои и т.д. Короче: «Это чистая авантюра, и заказчик судно в срок не получит!..» Я тоже сомневался, хотя знал, что построено более сотни Elling-ов (из них 10 отправлено в США), что владельцы ходят в дальние океанские походы за тысячи миль… Но лишних пяти дней для швартовно-ходовых испытаний на верфи у нас не было. К счастью, опасения не оправдались!
Прошло три года… Заказчики в России и Украине приобрели более 10 Elling-ов. В настоящее время верфь "NEPTUNE MARINE" стала голландским лидером по поставкам океанских судов в Европу, США и Россию, получив в 2007 г. заказы на 25 таких яхт. На них совершают длительные походы в Атлантике, между островами Карибского моря и Бермудского архипелага, в Средиземном и Чёрном морях, по водным артериям Европы, России и Украины.
Автор, пройдя только в 2007 г. на Elling-е 2500 миль по внутренним водным путям и трём морям, несколько раз попадая в штормы, уверенно констатирует, что на акваториях России и Украины Elling – единственная 45-49-футовая яхта, соединившая в себе безопасность спасательного судна, дальность плавания экспедиционного и изысканный интерьер, почти как на мегаяхте.
В мировой практике качественные и очень качественные суда не задерживаются на складе! Их ждут иногда и год, и два, а порой и дольше. И то, что все запланированные к постройке в 2008 г. яхты Elling уже распроданы, лишь подтверждает высокий рейтинг этих судов.
Добавлю несколько слов о материале корпуса. Многие потенциальные заказчики сетуют на то, что у моторных Elling-ов не стальной корпус. Мотивация – они хотят оставлять яхту зимой в воде. Но стальное судно такого класса при прочих равных условиях весило бы на 4 т больше и обладало максимальной скоростью около 10 узлов… Конечно, в средней полосе России Elling на зиму из воды вытаскивать надо. Но, поверьте, только очень расточительный или равнодушный к своему судну человек оставит на зиму во льдах стальное голландское или немецкое судно, с его красивым композитным и дорогим металлопокрытием в подводной и надводной частях. Дорогой читатель! Смею тебя уверить, что к зимовке «во льдах» у нас способны только традиционные суда "старой закалки", с их простейшей грунтовкой и покраской и специфической эстетикой.
Ниже приведен ряд технических характеристик, большую часть которых автор имел возможность проверить за штурвалом этого великолепного судна. Исчерпывающую информацию по архитектуре, оборудованию, комплектации, ценам можно найти на сайте www.elling34.ru, включая раздел «Пресса».

И в заключение. На обложке журнала “Top Nautic Magazine” (№2, 2005) Elling расположен рядом с Bentlеy. Я был уверен, что моторная яхта Elling воспринимается как хорошая рабочая лошадка, не более (со своим, конечно, шармом). А вот в Европе, оказывается, её ассоциируют с роскошью и престижем – возможно, даже причисляя к некоему элитному морскому сословию. Не случайно в Германии, Голландии и США появились клубы владельцев Elling. Как я понял из общения на зарубежных выставках, членом такого клуба мечтают стать многие владельцы более простых катеров и моторных яхт, это значимый стимул со временем приобрести свой собственный Elling и отправиться на нём в действительно дальнее плавание…
Чего от души им и желаю!

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Elling в России, Украине и Казахстане – компания «Adventor Yachts».