Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Antares 8.80 vs Barracuda 9: неудача и успех в одном корпусе

#Beneteau

Создать два совершенно разных катера на основе одного корпуса — абсолютно логичная задумка. Днища формуются в одной матрице, себестоимость обеих моделей снижается, растёт их рыночная привлекательность. Тем более, избранные обводы — запатентованная гордость инженеров Beneteau: Air-Step обеспечивают мягкий ход на волне и хорошую остойчивость.
Но оказалось, что одинаковые днища могут вести себя совершенно по-разному… Репортаж с тестовой недели Beneteau в Ла Сьота (под Марселем).

Круизер-«рыболов» по-французски
Antares 8.80 — «пайлот-хаус», рыбацкая классика бурного Бискайского залива. Развитая рубка надёжно защищает рулевого (мало ли, в какую погоду домой возвращаться…), а ещё прикрывает от брызг и ветра большой кормовой кокпит (на рыбалке весьма уместно). Вместе с тем в кокпите есть мягкий диван и полноценный стол, в рубке — камбуз, а под носовой палубой обустроена полноценная каюта с изолированным санузлом. Имеем семейный всепогодный круизер, одинаково удобный для отдыха и морской рыбалки.
На транце можно установить один или два мотора – рецесс достаточно широкий. По бокам от него – площадки со шкиперскими рундуками и забортным трапиком. Перешагнули через комингс – мы в кокпите. В "полной комплектации" здесь собран Г-диван с мягкими подушками и установлен стол: если приставить лёгкие стулья, то трапезничать сядут 5-6 человек. А перед рыбалкой кокпит можно "расчистить": убрать не только стол, но и часть кормового дивана и даже всю его бортовую секцию (вместе с рундуком!) – свободная площадь и доступ к комингсам теперь максимальны. Удилища – во врезанных в планширь "стаканах", рыбаки сидят на стульях под козырьком рубки (защита от солнца и дождя) или вообще в кабине.
Трёхстворчатая слайдерная дверь широко распахивает вход в кабину. Сразу справа – камбуз: 2 конфорки, мойка, холодильник, тумба для утвари. Слева – полноценный обеденный уголок для четверых. В нос от камбуза – рулевой пост с дисплеем чартплоттера/фишфайндера и форточкой в боковом стекле рубки. Над головой – люк: свет и вентиляцию он обеспечивает, а вот чтобы рулить, высунув голову, хорошо бы сделать опускаемую подножку.
Шаг вперёд вниз – я под палубой. В носу раскинулась просторная (1,98 х 1,50 м) асимметрично установленная кровать с полками и шкафчиками рядом. Бортовые окна позволяют осмотреться, не выходя в кабину. Ещё одна двойная лежанка (шириной 1,40 м) – под кокпитом (здесь широко, но низко). Санузел (прокачной унитаз, умывальник и душ) просторный и высотой почти в рост (я лишь чуть-чуть голову пригнул). Нависающее над входом сильно наклонённое ветровое стекло наполняет помещение светом.
Лично мне расположение очень понравилось: просторно, функционально, в меру уютно. Действительно удобный и универсальный семейный "крейсер".

Типичный "скандинав", французская версия
Barracuda 9 – первенец принципиально новой модельной линейки Beneteau. Назначение: delivery boat, очень распространённый на севере Европы тип катеров. Не самые изящные в смысле дизайна и не слишком просторные в каютах, эти суда гарантируют главное: доставку из пункта А в пункт Б при любой погоде и состоянии моря. Непременные бонусы – максимальная безопасность на палубе и (конечно же!) удобство на рыбалке. Подобно джипам "4х4" на суше, эти лодки призваны "вывозить" из любых передряг на воде.
Итак: высокобортный нос с "морским" развалом к палубе (для всхожести на большие гребни), просторные самоотливные кокпиты в носу и корме, рулевая рубка окружена свободными проходами (walk-around), по обе её стороны – сдвижные двери. Высота сплошного "корабельного" фальшборта – от 60 до 90 см, за такой солидной защитой даже непривычным к резкой качке сложно выпасть за борт, а детей можно смело запускать наперегонки по периметру. Ширина бортовых проходов – 25-30 см, при ходьбе нога за ногу не цепляется.
Широкий (для пары моторов) рецесс, по бокам от него – кринолины, как и на Antares 8.80. И диван в корме кокпита такой же (правда, без бортовой секции и столика). Зато от кормовой стенки рубки откидывается лавочка, навесом служит козырёк – отличный наблюдательный пункт рыболова, расставившего спиннинги по "стаканам" в комингсах. Очень к месту здесь большое окно со сдвижной форточкой – через него рыболову подадут из салона горячий чай и бутерброды.
В носовом кокпите – замечательный диванчик перед рубкой (специально для любителей ощущать тугой поток воздуха на полном ходу). Правда, совсем нет поручней, поэтому на волне или резких манёврах сидеть здесь не рекомендуется. Для швартовов и якорного каната есть глубокие рундуки, а пара отформованных сидений (облагороженных тиком) позволяет разместиться в кокпите четверым. Ещё бы столик в центре для задушевной беседы под вечерний чаёк…
Кабина небольшая (при длине корпуса 8 м особо не разгонишься) – в первую очередь это же "пайлот-хаус" с дополнительными пассажирскими сидениями. Но кудесники из Sarrazin Design втиснули сюда и "функционал" салона: пару небольших откидных столиков, холодильник, полочки, для "стратегической" поклажи – глубокие рундуки под ногами. Если жарко, открываем обе боковые двери, "форточку" в кормовом окне и большой сдвижной люк в подволоке – и кабина отлично продувается.
Две ступени вниз – я в каюте. Полноразмерная лежанка в носу (двое взрослых плюс ребёнок), одёжный обвес (сетка), небольшая тумбочка и ниши – всё предельно просто. В тумбочке "живёт" портативный "камбуз" – маленькая газовая плитка на платформе, её можно вынести в кокпит и разогреть чай/кашу. Полноценная готовка не предполагается. В небольшом изолированном помещении санузла – прокачной унитаз, умывальник и даже душ.
Самое необычное: на нашей Barracuda оборудован флайбридж (!) – двойное сидение и дублирующий пульт управления.

На ходу – совершенно разные лодки!
Antares 8.80 укомплектован парой Honda 150: на глиссирование выходим за 9 секунд, разгоняемся до 31 узла. Спокойный, ровный ход, "ленивое" маневрирование на полном ходу – хорошие характеристики семейного крейсера, где ходовой комфорт и безопасность на первом месте. Небольшие претензии к конфигурации приборной панели (сгруппировать бы циферблаты слева, а дисплей сдвинуть вправо) и бликующим стёклам, но это мелочи.
Удивительно хорошо корпус работает на волне: взрезает небольшие гребни, плавно прыгает на больших волнах, мягко приводняется. Я бы даже сказал, что не по размеру мягкий ход. Браво!
И – полная противоположность на гладкой воде (вот ведь сюрприз!): на полном ходу лодка "заваливается" на бок, как бы прилипая скулой к воде. Выравниваю крен транцевыми плитами, десять секунд идём нормально и – опять заваливаемся, теперь уже на противоположный борт. Снова "триммуем" лодку – и снова всё повторяется… Чего, спрашивается??!
Тот же корпус, но в исполнении Barracuda 9. На транце пара более мощных Mercury Verado: 2 х 200 л.с. С пятью людьми на борту лодка за 8 сек. выходит на глиссирование, на 24 секунде "делает" 37,5 узла. И – отличный ход, демонстрация достаточной остойчивости, ни малейшей тенденции к завалу! Даже с двумя седоками на флайбридже!! Сами представители Beneteau констатируют, что на столь небольшом судне выносить сидения наверх – трюкачество (остойчивости обычно не хватает – простая физика). Но Patrick Tableau с задачей справился: с парой человек на флайбридже лодка на большинстве курсов не раскачивалась. Лишь при сходе с длинной попутной волны я заметил небольшую тенденцию к раскачке. Настолько небольшую, что среди журналистов-тестеров даже спор возник, есть она или нет…
На волне – столь же похвальное поведение, как и у Antares 8.80: в виражи входит с умеренным креном, маневренность оценю на твёрдую "четвёрку". Панорамное остекление гарантирует круговой обзор, "дворники" смахивают с его передней секции брызги, слепящих глаза отражений не обнаружил (спасибо вертикальному ветровому стеклу с козырьком). Моторы за транцем плюс закрытая кабина – это ещё и умеренная шумность, а посторонних лязгов/дребезгов не обнаружилось. Лодка откровенно хороша на ходу во всех режимах.
Но как объяснить шокирующе разное поведение одинаковых катеров на гладкой воде? Долгие споры тестеров-профессионалов закончились выводом о, видимо, разной "развесовке" (положение центра тяжести по длине и высоте) корпусов. Корабельный дизайн – штука тонкая…

Подытожу
Даже обидно, что столь удобный и функциональный Antares 8.80 на полном ходу страдает "пьяной походкой" – думаю, дизайнеры Beneteau ещё поработают над в целом хорошим проектом. Ибо круизный потенциал у него – ого-го! Конечно, с экономичным двигателем и "в грузу" его можно использовать и "как есть", но…
Barracuda 9 же на ходу восхитительна – не зря она получила "хорошую прессу" по обе стороны Атлантики. Вопрос только, придётся ли по вкусу такая компоновка отечественным пользователям. Тут уж "на вкус и цвет"…

Фарватер информирует – Официальный дилер Beneteau в Украине – компания Match Race Int.