Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Сидней – Хобарт (к 10-летию трагической гонки)

#------

В истории яхтинга есть две крупнейшие массовые гонки открытого моря, прошедшие через ураганы. Это Фастнетская 1979 года и Сидней-Хобарт 1998-го, в которой погибло 6 яхтсменов и затонуло 5 яхт.

27 декабря 1998 года жестокий шторм, переходящий в ураган, настиг флот из 115 яхт, участвующих в ежегодной 630-мильной гонке Сидней-Хобарт из Австралии на Тасманию.
Область интенсивного низкого давления, названная австралийскими метеорологами «бомбой» (поскольку она развивалась чрезвычайно быстро) и двигающаяся прямо поперек курса яхт с запада на юго-восток, вторглась в середину флота на второй день гонки. Циклон принёс ветер ураганной силы – до 80 узлов (12 баллов по Бофорту). Несясь против 4-узлового юго-восточного течения, он быстро развил крутые 12-метровые волны. Гребни волн просто сметали яхты и бросали их в провалы, шесть яхт были перевёрнуты (некоторые неоднократно) и лишены мачт. Ураган разрушительной силы бушевал 10 часов – с 14.00 воскресенья до полуночи, временами сопровождаясь проливным дождём.
К концу дня шестеро яхтсменов умерли или были потеряны, 47 человек спасены вертолётами, ещё шестеро спасены траулером и двое – военным кораблём. Пять яхт затонуло. Последствия могли быть намного хуже, если бы ураган настиг яхты в регионе, более удалённом от хорошо скоординированных центров спасательных служб. 25 гражданских и 5 военных самолётов и вертолётов, несколько судов было задействовано в спасательных операциях и поисках на площади до 4000 квадратных морских миль.
Метеорологи объяснили, что резкое понижение давления произошло прямо в центре гонки, что было трудно предсказать. Поэтому большие яхты, ушедшие вперёд, оказались в менее тяжёлых условиях: средняя скорость ветра в эпицентре циклона составляла 79 узлов с порывами до 92-х.
Ураган был безразличен в выборе своих жертв. Пострадавшие суда отличались и типом, и возрастом, и водоизмещением. Новейшая 46-футовая лёгкая гоночная яхта была перевёрнута на 360 градусов, сильно повреждена и покинута экипажем. В списке также 40-футовая IOR-овская яхта 1980 года выпуска, трёхлетняя 52-футовая гоночно-круизная яхта и Cole 43, долгое время рассматривавшийся как наиболее мореходный океанский гонщик. Все экипажи, попавшие в наиболее тяжёлые условия, штормовали тем или иным способом, борясь за живучесть яхты.

Отважные спасатели
Два вертолёта доставили в госпиталь 12 членов экипажа с потерявшей мачту Stand Aside. Из-за сильного ветра и высоких волн вертолёты снимали людей со спасательных плотов в стороне от яхт.
Тасманский фотограф Ричард Беннет, принимавший участие в спасательной операции, рассказывает: «Я ошеломлён, насколько эти спасатели на вертолётах умелы и смелы. Они опустили двух девушек-медиков в гидрокостюмах. Когда те забрались в плот, он, подхваченный порывом ветра и крутой волной, неожиданно перевернулся. Но девушки взобрались на борт и днище и смогли вернуть плот в нормальное положение».
Когда в 18.00 был получен сигнал бедствия с Kingurra, 13-метрового круизера-рейсера, потерявшего человека за бортом, полицейский вертолёт, используя инфракрасную телекамеру, обнаружил Джона Кэмпбела в бушующем море. Через 45 минут тот был спасён.
Через две минуты Sword of Orion также сообщил о потере человека за бортом. Но: «Мы не смогли прибыть немедленно. Нам нужно было дозаправиться. Они находились слишком далеко к востоку», – сказали пилоты.
Sword of Orion, 43-футовая яхта, изменила курс около 17.30 и пыталась идти к Эдену в 78-узловой ветер при очень тяжёлом волнении. Рулевой Стив Кулман, ветеран 16-ти гонок Сидней-Хобарт, сказал, что таких волн и ветра он не испытывал никогда в жизни.
Друг Кулмана, Глен Чарльз, стоял на руле яхты, идущей только под штормовым стакселем. Баковый Даррен Сэнглез находился рядом с ним в кокпите. Остальной экипаж укрылся внизу.
Пятнадцатью минутами позже ударом волны яхту с грохотом бросило на борт и перевернуло через 360 градусов. Эндрю Паркс с ещё одним яхтсменом бросились на палубу. «Там было всё разбито вдребезги и Глен был в воде, – рассказывал Паркс. – Даггс закричал: “Человек за бортом!” и парни внизу нажали кнопку MOB. В этот момент Глен находился в 30 метрах от лодки. Наша мачта была за бортом, такелаж и концы в воде, мы не управлялись, двигатель не запускался. Даггс пробовал распутать шкот, чтобы обвязать себя и плыть на помощь Глену. Но две подошедшие волны удвоили расстояние до него. Он был уже слишком далеко…»
Перед переворотом Глен Чарльз был пристёгнут страховочным стропом, который остался присоединённым к яхте после оверкиля. «Гик с гротом были привязаны к леерам левого борта, – продолжает Паркс. – Мы думаем, что когда яхта пошла в переворот, давлением воды сломало леерные стойки, гик сломал штурвал и ударил Глена, выбросив его за борт». Повреждения на яхте были существенными. Большинство переборок разрушено, большая, до 3 м, щель между палубой и корпусом шла по левому борту. Пол кокпита разломан, его укрепили обломками спинакер-гика. Яхта текла, воду вычёрпывали вёдрами. Один из членов экипажа сломал ногу. Через 12 часов после переворота экипаж был спасён с вертолёта.
Следующей перевернувшейся яхтой была Business Post Naiad, 40-футовик конструктора Брюса Фарра. Она штормовала под одним рангоутом, имея 4 узла хода, когда огромная волна перевернула её, сломав мачту в двух местах. Четверо на палубе, оказавшись за бортом на страховочных концах, смогли подняться в кокпит с помощью пятерых друзей, которые были внизу в момент переворота. Они передали «Мэй-Дэй» в 19.45, думая, что лодка непременно затонет. Затем закрепили обломки мачты и направились под мотором к острову Габо, в 42 милях к северо-западу.
В 23.00 ещё одна волна снова перевернула яхту на 180 градусов, и она оставалась вверх килем около 5 минут с двумя людьми в кокпите и семерыми под палубой. Роб Мэтью, один из оказавшихся под кокпитом перевернувшейся яхты, сумел отстегнуться и освободить себя, но другой, Фил Скегс, утонул, не сумев отстегнуть страховочный конец. Следующая большая волна вернула яхту на ровный киль. В каюте было на метр воды. Владелец и шкипер яхты Брюс Гай умер от сердечного приступа. В 8.00 утра вертолёт поднял на борт семерых яхтсменов. Позже утром спасательное судно нашло яхту с телами двух яхтсменов и отбуксировало её в Эдэн.

Затонувшая Winston Churchill
С ухудшением погоды на Winston Churchill, 55-футовой деревянной яхте классического дизайна, впервые гонявшейся на Хобарт ещё в 1945 году, шли под одним штормовым стакселем. Лодка держалась хорошо, пока большая волна не бросила её бортом в ложбину. Ударом снесло около двух метров фальшборта. Появилась течь и подозрение, что пострадала также и обшивка. Владелец и шкипер Ричард Виннинг, стоящий на руле, запустил двигатель и насосы, но через 20 секунд двигатель остановился. Брюс Гоулд, участвующий в своей 31-й гонке на Хобарт, встал на руль, и повёл яхту под одним рангоутом, но двадцать минут спустя она затонула. Четверо из команды погрузились на круглый четырёхместный плот с EPIRB-буем. Остальные пятеро разместились на втором, большем плоту. Линь, соединяющий плоты, вскоре порвался. Не выдержали и концы плавучих якорей, стабилизирующих и замедляющих дрейф. Плоты стали игрушками стихии, неоднократно переворачиваясь. Во время одного из переворотов все пятеро упали на дно плота и оно порвалось. Люди держались за баллоны, пока очередная волна не перевернула плот снова, выбросив в море Баннистера, Дина и Ловрела. И хотя все трое были в жилетах, их тела так и не нашли. Утром поисковый самолёт обнаружил плот с четырьмя людьми на борту. Они сообщили спасателям, где искать второй плот. Тем же вечером австралийский военный самолёт зафиксировал его в 65 милях к востоку от острова Габо. Стэнли и Гибсон были спасены с вертолёта.

Перевёрнутые и потерявшие мачты
В52 с командой из 9 человек на борту был замечен в 9.30 утра идущим под мотором к Эдену. В момент переворота Марк Виккерс сумел отстегнуть страховочный ремень и спастись.
40-футовик Midnight Special также был перевёрнут и потерял мачту около 23.30 в воскресенье. Полицейский вертолёт, вызванный для поиска Winston Churchill, был перенаправлен к Midnight Special, сообщившей, что они тонут. Пятерых подняли, но затем яхта снова перевернулась. Четверо оказались в ловушке внутри корпуса, а ещё один на палубе под водой, пока яхта снова не встала на ровный киль.
Solo Globe Challenger штормовал под рангоутом, но ударом гребня был сбит с курса и поставлен лагом к волне. Следующий вал накренил яхту на 135 градусов. Под давлением воды мачта треснула, брандерщит вдавило внутрь. Радиостанция и вся остальная электроника, включая управление двигателем, вышли из строя. Навигатор Боб Снейп активировал аварийный буй EPIRB. «В тот момент мы были очень уязвимы – такелаж за бортом разворачивал яхту по кругу, и волны приходили с разных сторон. Одна из них могла покончить с нами». С Моубреем на руле и Тони Паркесом (у которого нога была сломана в двух местах) в кокпите Solo Globe Challenger шёл по 80-узловому ветру 15 часов.
Вертолёт нашёл их в понедельник утром в 125 милях от берега и поднял на борт Паркеса и ещё двух яхтсменов. Оставшиеся на яхте на двух спинакер-гиках подняли трисель и штормовой стаксель и пытались идти к берегу. За 12 часов они прошли только 9 миль. Лишь во вторник утром их обнаружили идущими под отремонтированным мотором к Эдену.

Гонка
Начавшаяся 26 сентября в атмосфере национального праздника гонка превратилась в трагедию. К полуночи 28 сентября только 48 из 118 стартовавших яхт продолжали гонку на Хобарт при умеренном ветре. 44 из них финишировали.
Sayonara, 80-футовая макси конструктора Брюса Фарра, финишировала первой 29 сентября в 20.00, пройдя большую часть пути скорее в режиме выживания, чем гонки. На финише не было ни салютов, ни шампанского. Владелец яхты Ларри Эллисон сказал: «Яхтенное сообщество немногочисленно и это для нас ужасная трагедия. Предполагалось, что будет трудная гонка, но не опасная». Опередив приход урагана, Sayonara попала в менее жестокие условия и шла гоночным курсом под триселем и стакселем №5.
Brindabella, сиднейская макси, пришла второй, тремя часами позже.

Должна ли гонка быть отложена?
Гонка Сидней-Хобарт известна как штормовая. Практически каждые семь лет участники встречаются с ветрами от 50 до 70 узлов и волнами до 10 м.
Утром в день старта Бюро метеорологии выпустило прогноз, в котором циклон с давлением 993 mb и ветрами 45-55 узлов прогнозировался на весь следующий день. Однако «взрывной» характер падения давления прямо на маршруте гонки быстро привёл к возникновению ураганных ветров – до 92 узлов.
Должны ли были организаторы, получив штормовой прогноз, отложить гонку? Этот вопрос волновал прессу и телевидение в первые дни после трагедии. Одни говорили, что, несмотря на плохой прогноз, гонка должна была состояться, а в соответствии с Правилом 4 международных парусных гонок ISAF «ответственность за решение стартовать, продолжать гонку или идти в укрытие в случае опасности полностью лежит на капитане». Росс Мак Дональд, шкипер повреждённой яхты Wild Thing, добавляет: «Вы идёте в гонку на свой страх и риск и всегда свободны выйти из неё, если чувствуете, что это для вас слишком».
Другие утверждали, что организаторы гонок, в которых случаются травмы и гибель людей, должны нести юридическую ответственность за свои действия.
Возможно, девиз «Гонка состоится при любой погоде» будет пересмотрен.

Выводы
По общему мнению экипажей яхт, штормовые паруса были слишком большими. Они скорее предназначены для гонки в штормовых условиях, чем для выживания в урагане.
Не существует какого-либо определённого типа яхт, лучше других противостоящих урагану. Переворачивались как современные лёгкие, так и старые, тяжёлые лодки классического дизайна.
Палубы и кокпиты некоторых яхт оказались недостаточно прочными, и требуется пересмотр правил постройки для яхт, участвующих в океанских гонках.
С другой стороны отмечено, что современные яхты лучше противостоят урагану. Во всяком случае, ни одна лодка не потеряла свой балластный киль или руль, хотя они стали тоньше и длиннее. Также некоторые яхты пережили оверкиль и сохранили свой рангоут.
Вот некоторые рекоммендации по итогам официального расследования:

  • обеспечить персональные стробоскопы каждому члену экипажа.
  • каждому яхтсмену в гонке, когда он находится на палубе в любых погодных условиях, иметь персональный аварийный буй EPIRB;
  • каждый яхтсмен должен пройти теоретический курс и практическую отработку действий в аварийной ситуации;
  • каждая яхта в гонке обязана нести EPIRB-буй с рабочей частотой 406МГц, а не 121,5МГц;
  • спасательные плоты на яхтах по конструкции и снабжению должны соответствовать пункту 15 Международной конвенции по спасению жизни на море (SOLAS);
  • аккумуляторные батареи должны быть или закрытого типа, или гелевые;
  • штормовая одежда должна защищать от гипотермии;
  • каждая яхта должна нести на палубе индивидуальную маркировку, видимую с воздуха;
  • минимум 50% экипажа должны проходить учебный и практический курс по спасению и выживанию в море каждые три года.

Из зарубежных источников.
Перевод С.СВИСТУЛА.