Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Прогулка по винной карте. Заведомо неполный обзор

#------

Ряды ценителей вина как для престижной коллекции, так и для праздничного употребления или просто повседневного, растут с каждым днем, потому что смутные времена преходящи, роскошь респектабельной жизни вечна, а маленькие приятности украшают будни. Но чтобы знать, что пить, надо иметь представление о мировой винодельческой карте. И мы рискнули взять на себя этот труд – обратить ваше внимание на любимые винные регионы.

СТАРЫЙ СВЕТ

Франция
Самая большая ошибка говорить «французское вино», подразумевая все, приготовленное во Франции – это все равно, что рассуждать о «французской кухне», которая отличается даже не регионально, она в каждой деревне своя. Правильнее поговорить об отдельных французских винных регионах (всем известно, что Франция – сердце мирового виноделия). Мы благодарны Франции за сорта винограда, которые успешно культивируют во всем мире; за культуру виноградарства и виноделия, которую заимствуют продвинутые винодельческие хозяйства всего мира, а также за пристрастие классифицировать все и вся – и винные классификации тоже копируются.
Бордо, икона винного мира, центр распространения т.н. «бордоского купажа» (Каберне Совиньон-Мерло-Каберне Фран), которому подражает весь мир. Здешние вина ценятся, исходя из аппеласьона (О-Медок и Помроль выше, чем Кот де Блай, а Марго в составе О-Медока круче, чем Листрак-Медок), ранга в классификации (даже 5-ые крю классе считаются выше крю буржуа, хотя фактически это несправедливо), а также исходя из стоимости (здесь это весомый фактор престижа). Ну и «великая пятерка» (Сhateau Margaux, Chateau Latour, Chateau Lafite Rothschild, Chateau Mouton Rothschild, Chateau Haut Brion), символ винной элитарности – эти вина всегда будут высоко котироваться и расти в цене, им нет конкурентов в остальном мире. В то же время среднему винному классу активно наступает на пятки более понятный, яркий и дешевый «Новый Свет».
Бургундия на самом деле гораздо интереснее и разнообразнее Бордо, учитывая, что один виноградник может быть разделен на 100 наделов разных владельцев, и у всех, естественно, разная стилистика. Это здесь приготовляют самые дорогие вина мира (монраше и романе-конти). Это отсюда родом вездесущий Шардонне (в том числе в своем выдающемся проявлении в виде минерального шабли или в изысканности мерсо и кортон-шарлемани) и капризный и породистый Пино Нуар, а также щедрый и простоватый Гаме, угощающий нас каждый год коммерческим выродком божоле нуво.
Долина Луары – это вотчина Совиньона Блана, дающего здесь пронзительные и высококислотные нетяжелые вина. Из их армии сансеры и пуйи-фюме считаются лучшими компаньонами модным устрицам и прочим морепродуктам.
В Долине Роны производят не так много знаменитых вин, но шатенеф-дю пап, коте рути или эрмитажи известны всем. Этот регион славится своими выдающимися красными сортами винограда, особенно Сира/Ширазом и ублажает поклонников своеобразными глубокими, шоколадно-ароматными и «трюфельными» винами.
Культовые вина Эльзаса – белые, харизматичные и насыщенно-ароматные. Белые сорта винограда в этом достаточно прохладном регионе не только преобладают, но и достигают самых изысканных высот. Трудно встретить человека, которому бы не нравились безумно ароматные гевюрцтраминеры, вязкие мускаты или породистые рислинги. И это самые модные нынче вина к блюдам азиатской кухни.
Шампань, самый северный винодельческий регион, подарил миру игристые, по следам которых весь мир пытается запустить волшебные пузырьки в бокал. Только здесь вина не отличаются попсовой фруктовостью, они строгие, минеральные и аристократичные.
Основной недостаток винной «Франции»: самые породистые вина, а также очень хорошие и просто хорошие отличаются повышенной ценой, особенно если речь идет о Бордо или Бургундии, а недорогие скатываются до такого пойла, что непонятно, почему бы за эти деньги не взять более приятный «Новый Свет» или «Италию», например.

Италия
Совсем наоборот дело обстоит с итальянскими винами – даже самые дешевые местные экземпляры, которые не бутилируют и подают в графинчиках, могут доставить удовольствие за трапезой. Все дело в главном итальянском принципе – вина для еды, а не для сольной программы. Именно в этой стране я открыла для себя основной эногастрономический принцип «Один кусок – один глоток», подтверждающий диетическое правило, называемое французским парадоксом. Гигантское достоинство итальянского виноделия в том, что здесь культивируется несметное количество местных сортов винограда, позволяющих в любом уголке «сапога» насладиться оригинальным вкусом. Белая «Италия» отличается нейтральностью вкуса, который легок на севере, но на юге, на Сицилии, к примеру, отличается значительной насыщенностью. Рекомендую обратить внимание на вина из Верментино, Вердиккьо, Пино Гриджо, Просекко, Инзолии, Катаратто. Красные вина прославили страну на весь мир – кьянти знает любой употребляющий вино. Это вкусный сорт Санджовезе виноват. Из его же разновидностей приготовляют тосканские бриллианты, creme de la creme итальянского виноделия брунелло и вино нобиле. Другие лидеры: сицилийский Неро Д’Авола, пьемонтские Неббиоло (венценосные вина бароло и барбареско) и Барбера, апулийские Негроамаро, Альянико (таурази) и Примитиво. Знаменитое vino da meditazione из Венето амароне приготовляют из трех местных сортов (Корвина, Рондинелла и Молинара), из них же и простодушные вальполичеллы и бардолино – исключительно под гастрономию. Что касается международных сортов – и они здесь активно присутствуют, а многие хозяйства на них сделали себе имя. Все знают такие великие вина как Sassicaia, Ornelaia, Tignanello, Сervaro della Sala. Дело в том, что практически все винные революционеры были влюблены в Бордо и старались подражать его выдающимся винам, используя классический ансамбль Каберне Совиньон-Мерло-Каберне Фран. Ну и лавры бургундского Шардонне не давали спокойно спать. А вслед за ними и другие виноделы, желающие засветиться на международном уровне, начали сносить свои курятники и высаживать французские лозы.
Примите совет: не стоит ориентироваться только на раскрученные регионы – Тоскану, Пьемонт, Венето. Вина из Марке, Апулии или, допустим, Трентино Альто Адидже не обладают такими громкими именами, но они не менее интересны и, кстати, более дешевы.

Испания
Лидер по производству виноматериалов в Европе: здесь их не только бутилируют, но и активно продают – в Украину или в Грузию, например, где недостает своего винограда.
К чести местных виноделов надо отметить, что они выпускают свои вина в продажу только тогда, когда те готовы к употреблению (в отличие от французов, которые считают, что это ваш выбор – выдерживать дома бутылки до готовности или пить зеленое вино).
Испания готова предложить миру широкий выбор своеобразных и роскошных вин, значительная часть которых по соотношению цены и качества не уступит винам «Нового Света». Причем традиционно из привычных международных сортов, например Каберне Совиньона и Шардонне. Но все больше виноделов уделяют внимание местным (автохтонным) лозам, которые за счет своей оригинальности стали весьма привлекательными для взыскательных потребителей.
Темпранийо считается сортом «на все случаи жизни» – из него приготовляют всевозможные вина, начиная от величественных престижных марок до молодых сочных вин без бочковой выдержки. Самая характерная особенность Темпранийо – хороший клубничный акцент, но в плотных и весомых винах он смещается в сторону ароматов сливы, ежевики и пряностей с тонами дуба и ванили. Другие красные выдающиеся местные сорта – Гарнача и Кариньена, они участвуют во многих купажах, но также выступают и с сольной программой. Из белых сортов хотелось бы обратить внимание на Альбариньо, он дает самые выдающиеся «рыбные» вина. Вердехо и Виура тоже могут быть неплохи. Что касается винных регионов, то Риоха во многих головах символизирует винную «Испанию». Как и менее известные Рибера дель Дуэро, Торо, Наварра, Приорат, Пенедес. На самом деле и в малоизвестных в международном винном смысле местах производят приличные вина. Надо просто обращать внимание на известные фамилии производителей, ведь риохи и игристые кава приготовляют все подряд.

Германия
Говорят, по отношению к немецким винам можно определить уровень снобизма человека. Если вы долгое время пили некачественные белые вина и поражены генетическим презрением к германскому виноделию, вас ждут значительные открытия. Если вы доросли до вин из Рислинга, великого и ужасного, входящего в коронованную белую «тройку» наряду с Шардонне и Совиньоном Бланом, вас можно поздравить с тем, что вы кое-что понимаете в savoir vivre. Он самый многоликий и парадоксальный: обладая отличной кислотностью и в зрелом варианте неслыханными нефтяными и металлическими тонами, Рислинг может ублажить самого капризного потребителя. Потому что может предстать и в сухой форме, и в самой изысканно-десертной – айсвайна, ледяного вина. Здешняя винная классификация строится в зависимости не от региона, а от срока сбора урожая: от самого простого Kabinett, до недельной передержки на лозе Spatlese, от подвяленных ягод Beerenauslese до полностью пораженных благородной плесенью Trockenbeerenauslese. Лучшие вина – из Мозеля, более мощные приготовляют в Рейнгау, из Пфальца родом самые крепкие вина (в том числе и из Пино Блан и Пино Нуар). Поскольку сортовой состав обычно является названием вина, надо обращать внимание на репутацию производителя. Наряду с великолепными белыми здесь производят и одни из худших вин мира, которые знатоки называют «Налей врагу в синюю бутылку» (Liebfraumilch) – это пошлый сладковатый купаж нескольких сортов для нетребовательных потребителей.

НОВЫЙ СВЕТ

Австралия и Новая Зеландия
Здешние вина вызывают у потребителей такую признательность, что становится понятно, отчего европейские виноделы ощущают себя под австралийско-новозеландским прессом – количество, цены, а главное, качество этих вин практически выводят их в яркие фавориты как среди любителей, так и профессионалов. Новая Зеландия обладает прямо-таки фантастическими условиями для выращивания белых сортов винограда, в первую очередь феноменальные успехи показывает Совиньон Блан. Для Нового Света новозеландские совиньоны считаются эталонными, а регион Мальборо – классическим для этого сорта. Не очень корректно сравнивать, но отдельные замечания мы себе позволим: по сравнению с законодателями мод луарскими совиньонами (сансер, пуйи-фюме) здешние отличаются агрессивной яркостью, терпкостью и особенной «крыжовенностью», такие вина производят наисильнейшее впечатление и легко переходят в разряд культовых.
Австралия – более теплый континент, поэтому здесь преобладают красные международные сорта, но и белые весьма неплохи. Сортовой состав указан на этикетке, остается лишь выбрать, что вы хотите выпить: шоколадный Шираз, сливовый Каберне Совиньон, малиновый Мерло – или грушевый Шардонне и лаймовый Рислинг. Австралийцы устроили настоящий технологический прорыв в производстве вина, так что здесь даже в самых неподходящих с точки зрения европейца регионах производят превосходные вина: сочные, насыщенные, зрелые красные и свежие, фруктовые и сухие белые.

Чили и Аргентина
В меню Южной Америки преобладают сразу две страны. Специфика их – в производстве массовых фруктовых вин (из международных сортов), с небольшим разбросом качества и гораздо более чувствительным – цены.
Считается, что Чили – климатический рай для виноделов, где виноград выращивать до смешного просто. На роль великих вин здесь претендует разве что Almaviva и еще пара наименований. Достоинство местных вин, которые обычно называются по сорту винограда, в их понятности неискушенным потребителям, яркой фруктовости, экспрессивности. При этом танины мягкие, вина сочные и очень вкусно и в больших количествах легко пьются. Именно такие вина и дали повод называть чилийские вина «бульдозерными» – они так идут по ротовой полости, что сметают все другие привкусы и сомнения. Недостаток в том, что подавляющее число виноделов злоупотребляет бочкой, отчего фруктовость вина тонет в древесных тонах. Чилийская «фишка» – европейский сорт Карменер, который на новой родине расцвел пышным цветом и стал национальной гордостью. Из него получаются приятные пряные и объемные вина. Самое интересное, что эти вкусные вина – гораздо лучшие компаньоны блюдам кавказской кухни, чем подавляющее большинство грузинских. Но главными для чилийских красных вин, конечно, остаются Каберне Совиньон и Мерло из-за их всемирной популярности.
В Аргентине климат намного хуже, но почти весь XX век не Франция или Испания, а Аргентина занимала первое место по потреблению вина на душу населения – 90 литров на человека в год, включая старцев и младенцев. И эта страна сегодня – самый перспективный винодельческий регион мира. Первым специалитетом винной Аргентины стали вина из красного сорта Мальбек – роскошные и конкурирующие с лучшими французскими гран крю. Второй символ белый – парфюмированный Торонтас, похожий на Мускат. Причем, цены весьма и весьма демократичны.

США
Страна стала первопроходцем в производстве свежих фруктовых вин, благодаря которым «Новый Свет» и приобрел такую популярность. Решающее значение имеют сортовой состав вин (он указан на этикетке), международный, естественно, но местным специалитетом является гиперфруктовый Зинфандель, непосредственный родственник итальянского сочного Примитиво. Местные энтузиасты активно высаживают автохтонные лозы европейских стран и пытаются добиться хотя бы повторения их успеха. Проблемы американского виноделия – т.н. «солнце и бочка», избыточность того и другого. Из-за этого подавляющее большинство вин не отличаются глубиной, сложностью и, собственно, европейской породистостью. Хотя свои «аристократы» есть и здесь – например, знаменитое Opus One. Самый раскрученный винный регион – жаркая Калифорния. Наиболее изысканные вина – в северном Вашингтоне, неплохо себя показывает и Орегон. Но фамилия известного производителя – все еще гарантия неразочарования в вине.