Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

На рыбалку и пикник – Buster L и X

#Buster

Случилось так, что на бот-шоу в Хельсинки я испытал лишь несколько "Бустеров", зато на стоянке изучить удалось все. Поэтому обещанные ("Фарватер", №5/2011) результаты тестов дополню размышлениями об удобстве пользования лодками-"систершипами" (уже писал, что на базе одного корпуса верфь обычно выпускает несколько модификаций).

Кстати, об использовании: финнов и украинцев очень роднит философия отдыха на воде. Это либо рыбалка с друзьями, либо семейный пикник. А то и "два в одном" – многодневный пикник с выездами на утренний и вечерний клёв. Разные функции требуют разных компоновок, а содержать несколько судов – роскошь, доступная немногим. Стало быть, семейная лодка должна быть очень универсальной и удобной для обоих способов использования. Посмотрим…

Buster L
В корпусе длиной 5,04 м и шириной 1,98 м финны предлагают 4 варианта компоновки. Один из них – Lx Pro – лодка действительно профессиональная: в максимально просторном кокпите настелен алюминиевый пайол с нескользящей насечкой, центральная консоль (также металлическая) достаточно узкая (у обоих бортов остаются широкие проходы), в приборную панель строгого дизайна врезается дисплей (чарт-плоттер или эхолот), в корме – скромный диван на двоих, кресло рулевого – с солидной боковой поддержкой, по всей лодке – прочные нержавеющие поручни. Судно не боится грубых мужиков в "кирзачах", в него можно грузить поленья или мешки с углём, доступ к борту – по всему периметру. Словом, именно то, что нужно для серьёзной работы (грузоперевозки, лоцманская и патрульная служба, аварийно-разъездная и пр.). Компоновка «центральная консоль» очень подходит и для рыбалки, но гремящая палуба Lx Pro там будет не к месту.
То ли дело фанера, достаточно тёплая и бесшумная – именно она выстелена в кокпите остальных модификаций Buster L. Под сплошной палубой (алюминий с насечкой) носа прячется шкиперский рундук, страховкой при выходе на берег служит одиночная дуга релинга, рядом – фонарь ходового огня и швартовные утки. Шагнуть в кокпит помогает приваренная к борту ступень. От носа до кормы по периметру кокпита укреплены трубчатые алюминиевые поручни – у финнов, как и у англичан, "safety first". В корме кокпита – сидение во всю ширину, под ним пара (побольше и поменьше) ёмких рундуков. Сразу за спинкой в чехле прячется тент вместе с дугами – и вид аккуратный, и ставить быстро (лишь зиппер расстегнуть). За спинкой дивана – рецесс, по бокам которого площадки, достаточно большие, чтобы стоять уверенно. Здесь же заливная горловина встроенного бензобака (пролитое топливо попадёт в рецесс и за борт, но не в кокпит). К транцу прикручен складной трапик для купания.
Такова основа для трёх модификаций: L1, L2 и Lx. Отличаются они только положением консолей и дополнительных сидений.
L1, пожалуй, самый рыбацкий вариант. Индекс "1" означает одну (рулевую) консоль по правому борту, придвинутую к кормовому сидению кокпита. В итоге на ходу лишь рулевой укрыт ветровым стеклом, остальные наслаждаются "тугим потоком в лицо". Правда, если ветер холодный, то… Словом, катать семью можно лишь в хорошую погоду, когда "тепло и не каплет". А вот рыбакам наверняка по душе открытость лодки, хороший доступ к бортам и длинный рундук-сидение вдоль левого борта в носу (в него сложат "пруты" или большую рыбу).
Рундук этот – ноу-хау от производителя: полиэтиленовый ящик с большой крышкой на удобной резиновой застёжке, сверху – сотовый пластик, мягкий и тёплый (в опциях – отстёгивающиеся мягкие подушки поверху). Inha Works изготавливает три типоразмера ящиков (широкий и узкий одиночные, и длинный – двойное сидение), они унифицированы для сразу нескольких моделей. Полиэтилен, как материал для ящиков, практически идеален: лёгок, упруг, не маркий, легко моется. Сидения-рундуки запросто переносятся (лично носил), не гремят, их можно чуть ли не ногами в гараже пинать – товарный вид не пострадает. Каждый можно оперативно укрепить на штатном месте болтами с гайками.
Так вот, L1 комплектуется длинным рундуком-сидением вдоль борта и одиночным – перед консолью. Стало быть, в лодке 6 посадочных мест, необходимых при "заброске" на остров (между ними ещё достаточно места для походной поклажи). А перед рыбалкой один или пару ящиков-сидений можно быстро открутить и оставить на берегу – в кокпите высвободилось столь ценимое спиннингистом пространство.
В L2 длинный бортовой рундук не предусмотрен. Зато в корме появилась вторая консоль – пассажирская. Дополнив её отстежной шторкой (бюджетный вариант) или дверцей (это удобнее), мы защищаем от ветра пассажиров на кормовом сидении (жену с дитём не просквозит даже в непогоду). А если тент поставить, то сидящим в корме и дождь не страшен. Ещё пара сидений – перед консолями, открытые ветрам и брызгам.
Что мы имеем? Явно возрос в корме комфорт на троих (или пары взрослых и пары малых детей) – семейный уют серьёзно улучшен. В огромный (как для 5 м) носовой кокпит поместятся не только палатки и пикниковая поклажа, но и раскладная мебель и дрова на неделю (вдруг на острове нет). Рыбакам этот кокпит тем более за счастье (лишние сидения можно оставить дома). Правда, в корме блеснить уже не так удобно – здесь простора явно поубавилось.
Модификация Lx: обе консоли сдвинуты на мидель, между ними и кормовым диваном становятся два полноценные кресла – рулевого и пассажира. Таким образом, за ветровыми стёклами (и тентом, если нужно) прячутся уже пятеро – большая семья. В носовом кокпите можно оставить сидения (если надо побольше людей вывезти) или убрать их перед рыбалкой. В последнем случае на одного блеснящего здесь места вполне достаточно. А в корме можно ликвидировать пассажирское кресло и тоже вполне удобно спиннингом махать.
Консоли сделаны весьма компактными, вместе с тем удобными: к примеру, ноги можно упереть в подножку, а можно их вытянуть поверх неё, в глубину ящика. Приборная панель рулевой консоли достаточно большая, чтобы врезать в неё экран фишфайндера и циферблаты контроля двигателя. Перед приборами – полочка для мелочёвки (ключи/мобилки) и подстаканник. В пассажирской консоли – ёмкое углубление для подручных "полезностей". Консоли композитные, алюминиево-полиэтиленовые, их легко содержать в чистоте.
Дверца между консолями также полиэтиленовая, откидывается в сторону пассажира, в закрытом положении перекрывает проход от стекла до пайола. Из неё вверх выдвигается поликарбонатный щиток и, скользя в направляющих, перекрывает оставшийся проём до верхних кромок ветровых стёкол. Чтобы закрыть щиток, надо попасть в паз (в смысле, потянуть "не глядя" не получится), зато открывается дверца за секунду, двумя движениями.

Buster X
По большому счёту все компоновки L (консолей одна или две, в корме или на миделе) можно повторить и на X. Но корпус здесь чуть больше – длина 5,15 м, ширина 2,06 м. И все элементы его наполнения будут также чуть больше, выше, шире. Словом, кому в L тесновато – попробуйте X. Тем более, что и разрешённая пассажировместимость тут на одного больше – 7 человек.
Самая существенная разница – в кормовом сидении. Здесь оно "набрано" из трёх одиночных, уже знакомых нам ящиков с крышками. А в носовом кокпите (он чуть удлинился) штатно помещаются длинное (вдоль левого борта) и одиночное (перед консолью рулевого). Т.е. сидячих мест – на 8 человек, хотя и разрешено 7.
Важнее другое: теперь ВСЕ сидения – "мобильные", с их помощью можно оперативно настраивать лодку на конкретный выезд. К примеру, на уик-энд владелец установит все имеющиеся, получив большие полезные объёмы для припасов и много сидячих мест для семьи и гостей. На месте отдыха сидения-рундуки можно прямо с припасами вынести на берег – вот вам и походные столы со стульями, и песок в продукты не попадёт. А мягкие отстежные подушки послужат отличными сидениями на каменистом грунте.
Зато перед рыбалкой хозяин наверняка снимет большинство рундуков, чтобы получить свободные кокпиты для ловли на спиннинг. Оставить можно парочку (например, перед консолями) – как ящики для снастей и пойманной рыбы. Образец прагматизма!
Шкиперский рундук в носу открывается уже вверх (так удобнее), ступень в кокпит тоже пошире. Консоли чуть солиднее и выше, в рулевой чуть больше приборная панель, в пассажирской – большой рундучок под тонированной крышкой (здесь можно магнитолу установить). Снизу, под рулевой панелью, укреплена сеточка для книжки/документов – под руками, и наверняка не намокнет. Со стороны прохода – открытый длинный рундук. В корме можно установить стойку фала воднолыжника (солидную рамную конструкцию из нержавейки).

На ходу
На испытания мы вывели Lx и Х, прогнав обе лодки как по гладкой воде, так и по открытому участку большого залива.
Я обкатал уже не один Buster и знаю их бравое поведение на волне: несмотря на малый размер, лодки не "убиваются" о крутые гребни, исправно смягчая удары "глубоким V" корпуса и выпрыгивая на волны побольше, благодаря приполненным носам. Единственный минус – корпус гулковат, как и любой легкосплавный.
Откровенно удивил Lx – отрабатывал волну гораздо мягче, чем "положено" лодке столь малой длины. Есть в нём какая-то лёгкость, позволяющая "порхать" по волнам, при этом мягко обходясь с каждой. Прочувствовав этот эффект, я даже газ не сбросил, вылетев на простор (а там дуло и валило…) – лодка справилась на "отлично".
Ещё одно интересное наблюдение: обе лодки практически нечувствительны к изменению дифферентовки. Мы замеряли скорость с тремя людьми на корме, затем один человек пересаживался на сидение перед консолью, затем вперёд – скорость не менялась. Вспомнились слова руководителя конструкторского отдела Ярри Пелтола: «Длинный прямой участок днища "прощает" продольное изменение загрузки в широких пределах».
Максимальные скорости (таблица где-то рядом), возможно, не впечатляют, однако финны и не скрывают, что проектируют в первую очередь суда экономичные – способные устойчиво глиссировать с относительно маломощным мотором. Так и есть.
На манёврах "Бустеры" неплохо держат воду и не зарыскивают, на поворотах динамично кренятся. Никаких лишних звуков корпуса (дребезг, лязгание) я не заметил.
Последнее: понравился ходовой тент на Lx (на Х просто не ставили, оценить не удалось). Продуманы и различные его конфигурации (бимини-топ, полукабина, кабина), и окно-люк над рулевым, и вход с переднего кокпита – наверняка будет удобно и на стоянке, и на ходу.

Резюме
Считаю, очень универсальные лодки, подходящие для обоих видов популярного у нас водного отдыха. Разные варианты планировки можно выбрать по собственным приоритетам, съёмные сидения обеспечат "гибкость" в использовании. Lx более "гуманен" к семейному бюджету, Х – более универсальный и с чуть лучшими ходовыми характеристиками. А в целом брэнд Buster – это безопасность, качество и отличная инвестиция, в том числе в здоровье и хорошие эмоции для всей семьи.

(В следующем номере – о Buster XL и XXL Cabin.)

Фото автора и из официального фото-архива Inha Works.

«Фарватер» информирует: официальный дистрибьютор Buster в Украине – компания «Яхтинг-Украина».