Права на човен, яхту, катер Океанские яхты Elling

Нам нет преград!.. Targa 44

#Targa

Опытные судовладельцы знают, что не бывает плохих лодок – просто их неправильно используют. Покупатель-прагматик обычно стремится найти как можно более универсальное судно, предельно функциональное, мореходное, скоростное и надёжное. К таким, безусловно, относится Targa компании Botnia Marin. И не просто относится, а служит родоначальником целой серии аналогов, которые условно называют «морскими внедорожниками» и «4х4», как бы странно ни звучало это определение. Нам доводилось иметь дело и с быстрыми лодками, и с мореходными, но вот сбалансированное сочетание этих двух качеств встречается нечасто. Продукция Botnia Marin высоко ценится в Европе: её можно встретить на всех широтах – от ледяных вод Гренландии до жаркого Средиземноморья.

Модельный ряд верфи насчитывает восемь лодок от 23 до 44 футов длиной и, учитывая заказной характер постройки, каждая из них фактически уникальна. Но у всех непременно – высокобортный глиссирующий корпус с килеватостью 19.5 град., защищённая главная палуба (walk around) и удобная ходовая рубка с обратным наклоном лобовых стёкол – в ней безопасно и комфортно стоять за штурвалом в любой шторм.
Про выполненный по технологии вакуумной формовки корпус нужно сказать отдельно: у конкурентов можно найти лодки с похожей архитектурой и обводами, но при прочих равных Targa обычно выигрывает по эксплуатационным качествам. В числе ноу-хау марки – увеличенный вес корпуса, что положительно влияет на мореходность и прочностные характеристики. Targa идёт на всей ширине скулы, почти упираясь в воду форштевнем, отчего встреча с волной не приводит к заметному росту смоченной поверхности, и, как следствие, ударные перегрузки невелики. Казалось бы, чего проще – забалластировать любой корпус и разбивать о него волну… Но! Финские конструкторы не просто утяжеляют судно, а делают это с наибольшей выгодой для прочности и увеличения ресурса корпусных конструкций. Толщина стеклопластика на днище, спрессованного под давлением, около 20 мм – такой монолит практически невозможно пробить на подводных камнях, особенно учитывая наличие стальной накладки по килю. Высокий борт со значительным развалом в носовой части не даёт зарываться в высокую волну – не случайно судам уже с длины 23 фута присвоена высокая категория «B» (offshore), допускающая длительный переход в открытом море.
Однако за улучшенную мореходность приходится платить: тяжёлый корпус требует увеличенной энерговооружённости. Targa 42/44 неспроста проходит по такому двойному обозначению. По сути, это одна и та же модель, но 44-я немного удлинена по корпусу для более удобного размещения двух 435-сильных Volvo с приводами IPS 600 либо поворотными колонками. На 42-й модели длиной 12,85 м стоит пара Volvo D6 по 350 или 370 л.с., соединённых с поворотно-откидными колонками Volvo DPH, либо водомётные агрегаты.
Безопасность пассажиров на главной палубе очевидна: высокий фальшборт доходит почти до середины бедра, релинг продублирован – чтобы выпасть за борт, нужно сильно постараться. Хотя условия для этого возможны – флагман Targa 42/44 способен входить в крутую циркуляцию с креном до 30 градусов, и если это происходит между высокими волнами на скорости порядка 30 уз., то без острой необходимости лучше на палубе не торчать!
Подходят ли финские Targa нашим владельцам? Более чем! Помимо собственно путешествий эти лодки прекрасно подходят для практически любого «водного» хобби. В просторном кокпите будет не тесно дайверам со всем их громоздким снаряжением (главное – не повредить баллонами и свинцовыми грузами тиковое покрытие). Другое, выгодное отличие от конкурентов: на палубах Targa много тика – помимо практичности он создаёт особое настроение. Можно, конечно, заказать «голую» лодку с нескользящим покрытием, но такая экономия быстро перестанет радовать владельца. Древесина тика также повсеместно использована в отделке помещений, и любители натуральных материалов это, несомненно, оценят.
Комфорта на лодке ровно столько, сколько необходимо для выхода в море на несколько дней. На нижней палубе всего две (но зато трёхместные!) каюты – шаг неординарный, однако, если вдуматься, логичный: при необходимости и гостям есть где прилечь, и вещам место найдётся. Да и в остальном условия более чем подходящие: пара просторных гальюнов с душевыми кабинами (не придётся делить «удобства» с владельцем), стиральная машина, широкая и длинная столешница камбуза, под которой скрыты мойка, 85-литровый холодильник и газовая плита. Камбуз позволяет приготовить не просто бутерброды к чаю, а полноценный обед из любого количества блюд. Радует и большое количество всевозможных шкафчиков, ящичков и рундуков.
Пост управления расположен по правому борту и организован так, что с судном такого размера ещё можно управиться в одиночку. Для этого и широкие побортные проходы вровень с настилом салона, и сдвижные двери рубки, и приборная панель с изменяемым наклоном, чтобы не загромождать штурвалом проход… Поворотная панель ограничивает количество приборов, поэтому значительная их часть вынесена наверх, в отдельный блок перед глазами рулевого. Такое расположение приборов характерно для данного типа лодок: оно упрощает управление судном стоя, а также освобождает внизу место для большого навигационного экрана. Все остальные важные устройства – на расстоянии вытянутой руки: рукоятки управления двигателями, джойстики IPS (если стоят такие приводы) и носовой «подрульки», а также штурманский столик. И, естественно, – прекрасный круговой обзор.
Флайбридж на Targa 42/44 смещён в кормовую часть надстройки и не имеет отдельной лестницы. Здесь – минималистичный пост управления с неизменным штурманским столиком, сиденья в два ряда, прочные поручни и высокий ветроотбойный козырёк. Сразу понятно: лодка северная. Впрочем, совсем недавно конструкторы подготовили «расширенную» модификацию мостика со свесом над кокпитом. Он заметно добавляет полезной площади и там предусмотрено штатное место для лёгкой бортовой шлюпки, спускаемой с помощью кран-балки.
В моторный отсек попадаем через широкие люки в кокпите. Здесь просторно, доступ к двигателям – со всех сторон. Под угловыми колонками 42-я модель развивает максимальную скорость до 35,2 узлов. Targa 44 при более длинном корпусе (13,14 м) на полном ходу имеет на три узла больше, демонстрируя все преимущества днищевых приводов – скорость, экономичность и маневренность (особенно на малом ходу). Они настолько удачно вписались в корпус Targa 44, что заказчику будет непросто выбрать между IPS, угловыми транцевыми колонками и водомётами – каждый тип привода имеет свои плюсы. По скорости лодка с парой водомётов Rolls Royсe FF 340 практически не отличается от версии с IPS – те же максимальные 39 узлов, но используются уже более мощные двигатели Volvo Penta D9 по 575 л.c. каждый. Поэтому отказ от обычных винтов повышает не только стоимость комплекса, но и расход топлива. Правда, и преимущества очевидны: на мелководных реках без водомёта просто не обойтись, а наш потребитель обычно ориентируется именно на мелководье внутренних водных путей. Кстати, если вы хотите увеличить автономность по топливу, на верфи могут установить бак увеличенного объёма (2000 л).
Всепогодный «джип» охотно покупают не только частные лица, но и силовые структуры, поэтому верфь не оставалась без заказов даже в самый разгар кризиса. Сегодня срок ожидания лодки составляет более полугода, тогда как в докризисные времена это был целый год. Финны намеренно не стремятся расширять производство, чтобы ни на йоту не опустить планку качества. Ещё нужны аргументы??!

Антон ЧЕРКАСОВ.
Материал предоставлен нашим российским партнёром – журналом «MBY».
«Фарватер» информирует: официальный дилер Targa в Украине – компания «НТ-Марин Украина».


Александр Савинок, оз. Байкал:
– Владею катером с осени 2008 г. И скажу только одно: Таrgа 44 – действительно морской «внедорожник». Совершили на катере несколько переходов более чем по 1200-1500 км, один раз попали в шторм, какого не было лет 15 – ветер до 35 м/с, волна 5-6 м, обледенение до 2-3 см… В море мы были одни. Все системы катера работали штатно. Не зафиксировано ни одного отказа. Безопасность и комфорт Targa 44 обеспечивает сполна!

Дмитрий Морозов, С.-Петербург:
– Я долго искал практичное, универсальное судно, способное за день пройти при любой погоде около 200 км; причём обязательно с угловыми колонками. 44-я Targa удовлетворяет мои запросы и по надёжности, и по комфорту на борту, и по качеству исполнения. Лодка тяжёлая, причём центр тяжести расположен низко, поэтому корпус хорошо держит не только встречную, но и боковую волну. Лодка легко управляется, осадка небольшая – на ней можно забираться в достаточно тесные акватории. Ещё из плюсов – снабжение гальюнов и мойки на камбузе забортной водой, что позволяет в пресных водоёмах не расходовать питьевую воду. Так что по всем критериям Targa 44 – лучший выбор.